Статьи, проповеди  →  Встреча с прот. Димитрием Смирновым. Любовь родительская и учительская, как она измеряется?
8 января 2016 г.

Встреча с прот. Димитрием Смирновым. Любовь родительская и учительская, как она измеряется?

Троицкая Православная школа, 11 декабря 2015 г.

 

прот. Дмитрий Смирнов — Любовь — это не чувство. Это… свойство. Человеческая душа может иметь свойства. Любовь — самое главное христианское свойство, продукт встречи Божьей благодати и человеческой души. И христианин должен этого достичь.

В любви нужно ежедневно упражняться, и лучшее упражнение — родительство и учительство. Жертвенное служение детям с полным забвением самого себя. В этом смысл жизни. Господь создал мужчину и женщину, чтобы они через долгое терпение, через смирение и смиренномудрие приходили к любви.

Любовь измеряется… в литрах: сколько литров крови человек может отдать за того, кого он любит.

Если человек влюблен в самого себя — это есть себялюбие. Любовь не такова. Любовь к другому человеку, ко всякому созданию Божьему, к труду человеческому — это и есть свойство уже нового сердца, когда человек по милости Божьей преодолел самого себя, преодолел грех, и любовь заполняет все его естество. Такой человек приходит к Богу, Который и есть — Любовь. Как все просто.

Советский человек (которыми мы все являемся) к детям относится «по-марксистски»: детей куда-то надо спихнуть, в какое-то детское учреждение, где государство будет воспитывать из него «нового человека». А семья, согласно марксизму-ленинизму и «Манифесту Коммунистической партии», должна вообще отмереть.

И вот получился такой продукт, который не готов к семейной жизни. Половина браков распадается, с детьми не знают, что делать… Нам, советским, очень трудно. Нам нужно измениться — в переводе на старославянский — покаяться. Без этого мы не сможем достичь любви.

Покаяние — это перемена мыслей. С чего начинается покаяние? Человек признает себя грешным. Некоторые думают, что грешник — это тот, кто, например, рыбку ест в пятницу. То, что человек ест — не есть направление его жизни, а каждому советскому человеку нужно изменить направление жизни.

Как семья задумана Богом и зачем? Коммунистическая идеология делала из человека механизм для создания танков, ракет, балета, новых художественных произведений, мартеновских печей… А Богу это все не нужно, Ему нужно, чтобы человек создал семью и внутри этой семьи создал счастье своих детей. Чтобы дети вырастали в любви. Смысл жизни человека — в достижении любви. А это возможно только если он с детства окружен ею, если его воспитывает не детский сад, а отец, мать, если подключаются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья, сестры — тогда человек живет в любви. И этому процессу помогают учителя: создают не насыщенного знаниями человека (это как раз малозначимо, для Бога важно качество души человека, а не образование, Он в апостолы выбрал простых рыбаков — но хороших людей), а учат еще и дополнительным вещам, тем самым развивая у детей ум, сердце, пробуждая чувства добрые. Это очень хорошее служение в дополнение к родительскому.

— Учитель — родитель — ученик. Кто-то кого-то задел, а родители ведь очень остро реагируют. Родительская любовь так выражается… как быть?

— Конечно. Советский человек ведь очень несовершенен и еще — психически болен. Информацию о том, что происходит в школе, родители «снимают» (говоря терминами спецслужб) с того, что скажут дети. А дети врут, чтобы себя выгородить. Они с детства привыкли уворачиваться от взрослых, потому что если не будешь врать — будут наказывать. Мир воспитывает детей во лжи. И родитель ничего не слышит: «Моего обидели!» Православие все наше в чем: «Трисвятое… по Отче наш…», некоторые еще гласы знают… и все. Очень поверхностный слой. И если происходит столкновение интересов, тем более тут любовь «к своему», — очень трудно. И какой бы авторитет ни был у священника, все равно трудно. Поэтому максимум, что можно — пересказать то, что ты прочитал в Евангелии, а уж они что хотят из этого, то услышат. Человек 21 века совершенно не готов жить в общине, даже в семье ни у кого нет терпения.

— Как научить детей молчанию, чтобы они могли слышать… слушать?

— Это очень трудно, но на самом деле можно. Я несколько лет назад испытал шок: пришел в наш православный лагерь (действует у нас в приходе — и летом, и зимой в каникулы) — представьте себе, такой тент на открытом воздухе, под ним столы и 80 детей. Все едят суп — и тишина полная. Я сел с ними, поел — думаю, они, наверное, из-за меня так тихо себя ведут, боятся (меня многие боятся). Потом ушел, смотрю издалека — опять тишина. Оказывается, возможно! Но для этого нужно постепенно детей готовить, объяснять… В лагере есть вожатые из выросших ребят, костяк, и они создали такие правила. А дети очень быстро ориентируются и начинают понимать: вот здесь — так. Бывает, что какие-то дети никак не хотят слушать. Тогда, если педагогический процесс не удается, звонят родителям и просят забрать ребенка. Обычно за смену — один-два человека, и то за какие-то серьезные проступки.

Родители не занимаются воспитанием детей, только орут — дети их раздражают, мешают… У нас в детском доме специально нанятые люди сутками работают над воспитанием — и ни один не кричит, никого никогда не били.

Необходимо целенаправленно этим заниматься. Есть какие-то моменты, когда можно покричать, и даже нужно. Надо детей готовить, предупреждать. Не требовать невозможного, а просто договариваться. Если ребенок ведет себя как-то ненормально — сначала нужно утешить, снять это состояние, а потом поговорить. В редких случаях можно и шлепнуть — но если часто, это теряет смысл, и возникает обратный результат.

Послушанию нужно учить с пеленок. А у нас родители лет до 15 на ребенка не обращают внимания, а потом начинают возмущаться, если дочь выбрила половину головы и покрасила ногти в черный цвет. Воспитание — это когда ребенок все время во внимании родителей, и родители любят его бесконечно. Это и есть, собственно, жизнь. Самое главное для родителей — заслужить доверие и научить своего ребенка любить. Этим нужно заниматься всю жизнь, а не год, не два… И конечно, важен пример. Отец с матерью помогают друг другу — и дети видят и понимают: значит, так положено.

— Насущный вопрос: по поводу исламизации и вступления молодежи в ИГИЛ.

— Так если молодежью заниматься, она пойдет туда, куда ты ей скажешь. Не только ИГИЛ — и иеговисты занимаются молодежью, и баптисты, и все сектанты. А у нас мало занимаются — и даже родителям дети не нужны. А то, что проповедует ИГИЛ — это такой марксизм в исламской упаковке. Лозунги, борьба за справедливость. И парней берут из исламской культуры, которые верят, что сейчас умрут — и сразу в рай. Хотя это сатанинская уловка: Богу не угодно, чтобы дети убивали кого-то и их самих потом убивали. Дети от отцов не видят такого внимания, как от вербовщиков. Эта девочка, Варя Караулова, почему она от отца уходит к этим чудакам? И потом — полторы тысячи лет назад сколько молодежи готовы были за Христа умереть! А сейчас кому-то место уступить — и то не могут.

— Что можно терпеть от своих детей, а чего нельзя?

— Человек — очень сложное существо. Он должен все время думать. Его совесть все время должна быть в работе. Он должен своего ребенка знать, как… женщина свою косметичку… Надо все знать, что лежит в твоем ребенке. И более того — нужно уже с младенчества туда закладывать… что заложите, то и будет.

— Нужно ли физически наказывать детей?

— Не нужно, но иногда приходится. Это должно быть крайне редко. Только мальчиков, и только в период от 9 до 12 лет. Иначе будет противоположный результат. И не чаще, чем раз в году. То есть как системная мера — совершенно не годится.

— Как сдержать раздражение, если дети не хотят слушаться?

— Если дети хотят слушаться, надо их показывать психиатру. Нормальные дети не хотят слушаться. Нужно их убедить — причем, примером! — что слушаться выгодно. И ситуации надо проигрывать заранее. И обязательно поощрять за послушание.

— Как Вы относитесь к тому, что дети активно пользуются гаджетами?

— В нашей школе если ребенок достает гаджет, его сразу отбирают без возврата. Изымается навсегда. Пусть папа с мамой покупают следующий. Это объявление висит прямо в фойе, все знают. Без обид — такой закон.

 


Комментарии [0]