Статьи, проповеди  →  Легкие вопросы: Посты
17 января 2024 г.

Легкие вопросы: Посты

«…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6, 17).

 

У нас, православных христиан, в году четыре поста. Расскажите, пожалуйста, как сложилась эта традиция?

Четыре больших: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский. Но ведь и каждые среда и пятница также постные дни. Есть еще Усекновение главы Иоанна Предтечи, Крестовоздвижение, бывают индивидуальные посты, например, когда человек готовится к Причастию.

А зачем вообще христианам нужен пост? Христос же сказал: «Когда с вами будет Жених, уже не будете поститься» (Мк. 2, 19).

Да. Но «когда отнимется Жених, будете поститься в те дни» (Мк. 2, 20). Если мы в Царствии Небесном, то уже никакой пост не нужен, там полнота радости, там вкушение благ Божиих. Хотя в земном смысле та пища как раз предельно постная: благодать Божия. Вот так всё удивительно смыкается. Один из смыслов поста — приучение себя к пище Небесной. Важно не только качество, но и количество пищи: воздерживаемся от земного, чтобы больше стало духовного.

Значит, нужно меньше стремиться к удовольствию в пост?

К земному удовольствию меньше, а духовная радость — одна из сторон поста. А другая сторона — действительно, некая скорбь, воздержание: человек согрешил и «посыпает главу пеплом», не ест, кается, жаждет, чтобы Господь простил его грехи. Третий смысл поста в том, что мы готовимся к большому празднику, когда Христос особым образом будет с нами. А пока Он в некотором отдалении, и мы, по Его слову, постимся «в те дни».

Но на практике случается некий перевертыш: в праздник мы наедаемся, увлекаемся развлечениями и как раз удаляемся от Христа. В пост же, напротив: постный настрой удаляет от мирского, а к Богу приближает. Так у нас, у духовно расслабленных современных христиан, а если посмотреть, что пишут святые отцы и каково устроение поста в древности, — всё было цельно и естественно. В праздник не объедались, а именно духовно праздновали и в меру вкушали непостного. А в пост скорбели, был особый покаянный строй жизни, с осознанием, как далеко еще от Бога, какой путь надо пройти.

В среду пост потому, что Иуда предал в этот день, мы помним об этом и скорбим со Христом. А в пятницу произошло само Распятие. Великая Пятница перед Пасхой — самая строгая, вовсе ничего не вкушают. Усекновение главы Иоанна Предтечи — особый постный день.

Но обычно празднуют дни смерти святых — и поста нет. Почему же в этот день пост?

Ведь Сам Христос опечалился, когда Ирод казнил Иоанна. И мы печалимся с Ним…

И наоборот, есть двунадесятый праздник — Крестовоздвижение. Хотя и вспоминается радостное событие — обретение и воздвижение Креста, — но день постный, так как на литургии читается Евангелие о Распятии Господа.

Почему больших постов именно четыре? Четыре Евангелиста, четыре стороны света, времени года?..

Можно прилагать какие-то смыслы… Но это постепенно сложилось. Сейчас возникают заявления либерального толка, что, мол, раз Петровский пост в свое время был установлен для тех, кто не мог Великим постом поститься, то зачем он вообще нужен? Но ведь Церковь не случайно приняла этот пост как необходимый, как еще один период воздержания в течение года, востребованный христианами. Я считаю, что Петровский пост очень хороший и нужный. Он не строгий, по длительности бывает очень разным — начинается через неделю после Троицы, а кончается перед праздником апостолов Петра и Павла. Так как Троица связана с Пасхальным циклом, а Пасха может быть от 4 апреля до 8 мая, то и Петровский пост продолжается от 8 до 43 дней (почти как Великий), такой разброс. В среднем получается примерно три с половиной недели.

А Рождественский пост?

Рождественский пост длится 40 дней, как, по Евангелию, постился Христос на горе Искушений. В Ветхом Завете пост постоянно упоминается. Вообще, у всех народов пост практиковался.

Бывает пост по какому-то особому поводу, покаянному или жизненной ситуации: «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» (2Цар. 12, 16).

То есть у человека может быть свой особый индивидуальный пост?

Да. Или у семьи, или у целого народа («И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион. 3, 5)). Например, по усопшим читают сорок дней Псалтирь, не вкушают какой-то праздничной пищи, не участвуют в развлечениях. Бывает всенародный траур.

Ну а после поста всё-таки — праздник.

Да. Великий пост — путь к Пасхе; Рождественский (Филиппов), который скоро начнется, — путь к Рождеству Христову; Петров (Апостольский) — к празднику свв. апп. Петра и Павла; Успенский — к Успению Богородицы.

Почему перед Успением пост строгий?

Этот пост короткий — всего две недели. И по очередности: Великий — строгий, Петровский — не строгий, Успенский — снова строгий (только на Преображение вкушают рыбу, а у нас еще 21 августа — на престольный праздник прпп. Зосимы и Савватия Соловецких), Рождественский — не строгий.

В богослужебных указаниях сказано: в такой-то день разрешается рыба. В переводе с русского на русский — р??? ?ыба  обязательна!

А в Лазареву субботу — икра?

Да, «разрешается» — то есть обязательна.

Расскажите, по какому принципу разделяется пища?

Существует некая шкала продуктов по степени скоромности. Правда, она различается в русской и греческой традициях. Самая скоромная — это мясная пища. Но вот, например, птица в России практически приравнивается к мясу млекопитающих, а в Греции считается не полностью постной, поскольку птицы были созданы в пятый день творения, вместе с рыбой. В католической Европе птица почти приравнивается к рыбе. Следующие по степени скоромности — молочные продукты и яйца, т. е. пища животного происхождения. Отдельно идет рыба. Она холоднокровная — это промежуточный продукт. Икра еще ближе к постной. Морепродукты в Греческой Церкви — как растительная пища, трава. Понятно: в Средиземноморье морепродукты не являются деликатесом. А у нас они приравниваются, как минимум, к икре, а то даже и к рыбе. Но в последнее время, когда в любом магазине можно найти все что угодно, пищевая расслабленность возросла и практика поста меняется.

То есть Великим постом креветок есть можно?

Строго говоря… можно.

Очень насущный вопрос, который часто встает перед постом: как быть с послаблениями? У кого-то лечебная диета, а кто-то просто чувствует немощь, слабость… Надо ли каждый раз брать благословение на послабление пищевого поста в таких случаях?

С одной стороны, по каким-то индивидуальным особенностям надо брать благословение. С другой стороны, есть общее (строгое!) правило в Церкви: болящим пост послабляется. А также детям, пожилым, путешествующим. У нас путешествующие очень любят этим пользоваться, несмотря на то что современные путешествия гораздо легче, чем в древности, когда нужно было и пешком, и на телегах по ужасным дорогам передвигаться, — люди выматывались. Сейчас хороший сервис в гостиницах, в аэропорту, поезде, такси… Современное путешествие, даже паломничество — больше развлечение. Но всё равно мы считаемся путешествующими, и, как правило, священник не запретит причащаться, если ты что-то не то поел в дороге.

Конечно, смотрим на состояние человека. Есть люди, которые к пищевому посту относятся крайне скрупулезно. Обычно это бабушки, которые на исповеди очень сокрушаются, что по болезни или слабости съели рыбу или сметанку… Обычно я в ответ спрашиваю: «Ну, а грехи-то какие?» — «Ну вот, съела…» Выясняем, что в таком немощном состоянии это вовсе не грех.

Берет человек благословение на послабление поста — хорошо. Иногда необходимо выяснить, что именно можно или нельзя при такой-то болезни. Священники нередко рекомендуют посоветоваться с врачом. Но и врачи, особенно светские, относятся к посту по-разному: некоторые говорят, что нельзя поститься ни в коем случае; а другие как раз советуют избегать грубой животной пищи. Всё очень индивидуально. И взгляды дието-логов тоже разнятся.

Еще, конечно, так как пост — это именно воздержание, то само количество пищи важно, чтобы не объедаться. И качество — в смысле вкусность.

Не стоит есть очень вкусную пищу в пост?

В некоторых семьях просто решают эту проблему с детьми, например: дети постом едят всё, кроме конфет и мороженого. И замечательно: это их пост.

А взрослым?

Тонкий вопрос... У нас в храме есть несколько офицерских семей, которые воцерковились в 90-х годах. Меня всегда поражало, насколько для них нет проблемы в том, чтобы попоститься. Они бывали в горячих и других точках. Для офицерской жены быстро накрыть стол к приезду генерала из того, что есть, — запросто, и в пост они делают весьма вкусный стол, так как умеют это.

А в нашей трапезной, в Пучковском храме? Постные пирожки — язык проглотишь!

Конечно. Что-то у нас тоже тема поста свелась к еде... А ведь это не главное.

Да! Так что важнее в пост?

Практически: добавить молитву. Не читал Псалтири — читай, если не всю кафизму — хотя бы по «славе». Было по одной главе Евангелия в день, теперь — по две. Духовные книги — хотя бы десять минут в день Жития или наставления святых. Это не внешняя вещь, а практическая духовность. Иногда нас упрекают за приверженность формальным правилам: читай то, читай сё. Но ведь Евангелие, Жития — интересны, познавательны, и это всё живое. Освоение их — серьезная внутренняя работа.

В любом Таинстве происходит соединение с Богом, что неизбежно сопровождается действием, обрядом (мы об этом писали). Хорошо постом чаще причащаться, чаще приходить в храм, больше молиться дома.

Среда и пятница должны чуть отличаться от других дней. Хоть одну молитву добавь, главу из Писания, просто помни: это дни предательства Христа и Его Распятия.

Всё это начатки духовного поста. А если глубже пойти — нужен особый строй жизни. Тут уж кто как может.

А как быть с развлечениями в пост? Особенно если у человека работа связана с этим?

В России Великим постом в XIX веке театры закрывались. И актеры постились, и зрители не приходили.

Опять же надо смотреть по ситуации. Спрашивают: можно ли сходить на спектакль? Важно содержание: глубокое ли оно. Сейчас есть много духовных спектаклей, по крайней мере, по смыслу (иногда даже слишком духовных). Смотря, как это поставлено, — бывает, что издеваются над классикой, — а иногда постановка не обязательно традиционная, но глубокая, по-настоящему раскрывающая смыслы. На такие спектакли можно сходить и постом (кроме 1-й недели и Страстной), это кому-то помогает в духовном настрое.

Или, например, исповедуются: «Смотрела телевизор». — «А что смотрела?» — «Телеканал «Спас». Ну и нормально, православную программу. Или какую-то хорошую передачу по «Культуре». Всё зависит от содержания. Хотя, если целый день смотришь «Спас» и ничего не делаешь, — тоже плохо.

А если человек не очень умеет молиться, ему (ей) проще пол помыть лишний раз. Можно в пост брать такое послушание — всю квартиру помыть к Пасхе, например? Является ли это заменой молитвенному труду?

Есть такие механические действия — мыть пол например, — во время которых ум может быть чем-то занят. Или молитвой — или осуждением, глупой мечтательностью и проч. Поэтому опять смотрим на содержание — мыслей в данном случае.

Значит, в пост хорошо бы устроить санитарную обработку ума?

Да, тренировку такую. Пол всегда надо мыть, но в пост можно это делать с особым настроением, покаянно. Я немного иронизирую, но есть люди, которым такое образное сравнение помогает: я чищу дом и одновременно очищаю свою душу. Блаженная Ксения Петербургская собирала мусор на улице, наклонялась отдельно за каждой бумажкой. Оказывается, она в это время читала молитву с поклонами — потаенное духовное упражнение. А всем казалось, что странно мусор собирает. Святые дают нам хорошие образы, у юродивых много есть подобного. Правда, некоторые используют советы святых не по делу.

Впадают в крайности?

Да, внешнее копирование приводит к экзальтации, человек впадает в прельщение: вот, я такой же, как святые подвижники... Надо аккуратнее с таким творчеством.

Лучше советоваться с батюшкой на этот счет?

Конечно. По четкам я обычно не разрешаю молиться на людях. Развивается тонкое тщеславие, показуха. Одно дело монах с четками, ему это подобает, а мирянину ни к чему. Кому-то благословляется чтение определенного количества молитв дома — по четкам удобно не сбиться со счета. Но их превратили в некий атрибут подвижничества.

Еще насущный вопрос: когда в семье разные взгляды на то, как поститься и, особенно, как поститься детям? Что важнее — мир в семье или соблюдение правил?

В нормальной православной семье мама всем готовит то, что им нужно, никого не терроризирует. Сама она может поститься. Дети, подростки — очень разные, есть те, кто хочет поститься, им это интересно, другие не готовы. Пост — сознательное дело, его нельзя навязывать. Хорошо, когда в семье сложились устои: мы все вместе постимся. Но вдруг подросток бунтует и говорит — не хочу. Надо пойти ему навстречу, потому что любовь выше, мудрость должна быть, чтобы не отвернуть его от Церкви.

А если родственники по-разному относятся к посту? Один родитель разрешает, а другой нет, как быть?

Точно так же. Говорим ребенку: когда ты у бабушки, чтобы ее не обидеть, ешь то, что она дает. Переборы с постом приводят потом к откату — и, кстати, не только у детей. Должна быть мера. А постоянные послабления приводят к расслабленности. Поэтому пост всё же должен быть хоть в каком-то виде. Но еще раз: лучше есть что угодно, но не осуждать и не обижать близких, не грызть друг друга. Вообще-то, это очевидно, но почему-то всегда здесь возникают всякие трудности.

Одних пост смиряет, а других — наоборот. И бывает, что может смирить как раз отсутствие поста: все постятся, а тебе нельзя...

Один человек спросил прп. Амвросия Оптинского: «Сколько мне Иисусовых молитв в день читать — пятьсот или тысячу?» Отец Амвросий отвечает: «По три хотя бы читай». Тот возмутился: «Я могу гораздо больше!» — Благодать Божья отошла, и он даже три молитвы не смог прочесть.

Какие особенности богослужения во время постов?

Великим постом изменения большие — на буднях даже не служится полная литургия, в этом тоже особый пост. В другие посты больших отличий нет, но по Типикону (Уставу) во время Петровского и Рождественского постов есть специальные «аллилуйные» службы. Называются «простыми», но на самом деле их служить не просто, так как они редкие и многие их не знают. Они бывают в дни «малых святых», и даже поклоны Ефрема Сирина полагаются. Многие удивятся, но молитва Ефрема Сирина с поклонами читается не только Великим постом. Кстати, люди, побывавшие в паломничестве, с удивлением обнаруживают, что и молитва Страстной седмицы «Се, Жених грядет в полуночи...» поется ежедневно на монастырской полунощнице.

Будем стремиться приносить достойные плоды поста: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18-19).

С прот. Леонидом Царевским
беседовала Дина Бикматова


Комментарии [0]