Статьи, проповеди  →  Об участии мирян в церковном пении
17 января 2024 г.

Об участии мирян в церковном пении

Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли … как согласное пение и стройно составленная божественная песнь.

Свт. Иоанн Златоуст

Можно ли, нужно ли подпевать хору на богослужении? Этот вопрос издавна является предметом споров и дискуссий. Мнения известных и уважаемых архиереев, священников и регентов варьируются от «ни в коем случае, только «Отче наш» и Символ веры» — до «хор вообще не нужен, пусть будет общенародное пение». Разумеется, мы здесь не собираемся поставить точку в этом споре, но попытаемся сформулировать некоторые правила, которые сложились в настоящее время в Пучковском храме и которые мы считаем необходимым соблюдать по благословению настоятеля.

Когда наш храм только открылся, о. Владислав очень много сил положил на создание общины, в том числе приучал, даже заставлял всех подпевать. Впрочем, тогда и на клирос брали всех желающих. На том этапе это
действительно было хорошо и правильно, очень тепло оценил такую практику митрополит Ювеналий, когда приезжал к нам. Но постепенно хор развивался, репертуар усложнялся. Подпевать стало не всегда уместно, а иногда это и откровенно мешало. К тому же прихожане стояли со всех сторон от клироса, и нередко кто-нибудь фальшивил прямо на ухо певчим. Регенты стали жаловаться, и тогда о. Владислав попытался запретить подпевать, но оказалось не так просто сломать им же созданную традицию.

Как же все-таки поступать? Давайте попробуем разделить церковные песнопения на несколько категорий именно с данной точки зрения.

К первой группе отнесем то, что не только можно, но и нужно петь всем: Символ веры, «Отче наш», храмовые и праздничные тропари (когда они поются хором простым распевом), «Тело Христово», «Воскресение Христово видевше», обиходные напевы «Христос воскресе», величания (когда их поёт не только духовенство, а именно все), «Многая лета»... Но очень важно при этом слушать хор, не вступать раньше, заканчивать пение одновременно. А то иногда случаются курьезы, когда прихожане перекрикивают хор и друг друга. Вспомним 75-й канон Трулльского собора: «Мы желаем, чтобы приходящие в церкви петь не испускали бесчинных воплей, не принуждали свое естество к крику и не добавляли ничего неприличного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением возносили псалмопения Богу, взирающему на сокровенное. Ибо Священное Слово учило сынов Израилевых быть благоговейными».

Во второй группе — песнопения, которые тоже достаточно известны, но они посложнее. Например, «Достойно есть», простые варианты «Милости мира», «Честнейшую», антифоны литургии. Их можно подпевать при условии, что это не мешает ни хору, ни рядом стоящим. То есть аккуратно, чисто, негромко. Обязательно в одном темпе и ритме с хором. (Хотя у разных людей может быть разное понятие «мешает» или нет — кому-то не мешает, если рядом поют тихо и чисто, а кому-то мешает, если поет кто-то, кроме хора.) Если хор не в сильном составе и тем более когда на клиросе только один регент или певчий, то следует воздержаться от «помощи», если сам регент не попросил о ней.

А вот в третьей группе — более сложные нотные произведения, пусть и со знакомым текстом. Херувимская, «Милость мира», Степенны и другие песнопения полиелея, кроме совсем обиходных напевов. Большинство великопостных и Страстны́х песнопений. Особенно «Да исправится молитва моя» и другие сольные или просто одноголосные произведения. Это подпевать нельзя, иначе нарушается всё: и молитвенная сосредоточенность, и музыкальная мысль, и восприятие текста. Как бы ни умилялся подпевающий, даже если он замечательно поет.

Еще один очень важный момент. Если алтарь поет, а клирос молчит, то подпевать не нужно! Например, первое величание, «Кресту Твоему», Пасхальные запевы и особенно первое, столь долгожданное «Воскресение Твое, Христе Спасе» перед Пасхальным Крестным ходом, когда в полной тишине это запевает настоятель, потом и остальные священники. Здесь надо терпеливо дождаться третьего раза, когда вступит хор и народ.

К этой же группе можно отнести довольно распространенную неуместную привычку дублировать вслух возгласы священника и чтение.

Сейчас в нашем храме есть и учебный хор, им руководит Мария Фирсова. У хора регулярно проходят репетиции, он поет на ранних литургиях в храме Троицкой Православной школы. (Интервью с нашими регентами и певчими см. в номерах 146-148 нашей газеты.)

Даже в тех храмах, где организуют общенародное пение, для того чтобы это было хоть как-то благообразно и слаженно, все равно проводятся репетиции, самотёком ничего не получается. Поэтому важно придерживаться тех обычаев, которые приняты по благословению настоятеля в конкретном храме. Если поет народный хор, тогда можно влиться в него, если нет — или молчи, или попросись учиться на клирос. Есть храмы, в которых занимаются с новоначальными певчими (как, например, у нас), есть — в которых подобные занятия не проводятся, и тогда, если имеется непреодолимое желание, можно пойти в певческую школу, в Москве таких несколько. В любом случае нужно понимать, что пение, особенно клиросное — это послушание и ответственность. Некоторые не желают никаких обязанностей и ответственностей, а стремятся делать так, как хочет их «Я», — это намного легче, но не спасительно.

Церковное пение — неотъемлемая часть православного богослужения и богопочитания. И от наших общих усилий — клироса и прихожан — зависит благочестивое исполнение песнопений, такое, чтобы те стали крыльями, возносящими нашу молитву к небесам.


Комментарии [0]