Статьи, проповеди  →  Поиск, обретение и связывание смыслов
1 ноября 2012 г.

Поиск, обретение и связывание смыслов

О связи поколений, преемстве традиций и творческой педагогике. Доклад прот. Димитрия Кувырталова на педагогическом семинаре, Троицк, 21.09.2012г.)

 

Доклад прот. Димитрия Кувырталова на педагогическом семинаре, Троицк, 21.09.2012 Бывший министр образования А. Фурсенко как-то пожелал нашим детям 1 сентября не просто успехов, а «успешности»: «Желаю вам стать успешными!» Простите за комментарий, но это все равно что пожелать вам выиграть в рулетку... Таким образом педагогическая деятельность лишается всякого смысла, оснований и перспективы. Поэтому и поговорим о смыслах.

Педагог — как иконописец. Он пытается образовать, или выявить образ в человеке. По своему ли образу и подобию, или какому еще?.. Это другой вопрос, но именно творческое «нащупывание» личностного потенциала ученика и есть основное усилие педагога.

Иконописцы бывают ремесленниками (и даже хорошими ремесленниками), а бывают — боговидцами. И именно их дело становится в иконописи каноном, т. е. правилом, на которое равняются все иконописцы-ремесленники. И в педагогике есть свои яркие личности, которые явили идеал и образец служения и творчества.

В современном мире происходят лавинообразные изменения всего жизненного спектра: и политики, и экономики, и нравственности. Для церковного, верующего человека эти изменения имеют, безусловно, признаки апостасии. А для педагога, церковного или нет, теиста или атеиста, это все равно поле деятельности, его поприще, место приложения творческих усилий, его сеяние и его жатва. Поэтому нам необходимо сейчас указать необходимые профессиональные принципы и сформулировать педагогические цели и задачи в современном образовательном пространстве.

Понимая всю широту и необъятность названной темы, попытаемся сформировать некий трехчастный план нашей беседы, выявляя, попутно, необходимые опорные точки, категории и интуиции, необходимые для осуществления педагогической деятельности в нынешних реалиях. В названии доклада уже имеется план беседы, его и будем придерживаться, обобщив в конце все сказанное.

I. Поиск. Педагогическая деятельность всегда направлена на формирование личности как части социума, а значит и на формирование связи личности с этим социумом, и по вертикали (связь поколений), и по горизонтали (навыки общения и взаимодействие с окружающим миром). О связи поколений и поговорим вначале. Ибо без нее невозможно выстроить горизонталь.

В педагогической практике огромное место занимает передача накопленных поколениями знаний. Конечно, не только утилитарных и технических, но и нравственных, этических, моральных. Например: «Родиной не торгуют» — этот постулат передается из поколения в поколение русским, советским, российским образованием. Похожий постулат о приоритете общего блага над частным: «Сам погибай, а товарища выручай!» — так же традиционен для всех периодов нашего образования. Список можно продолжать: честность, скромность, терпение, сострадание и т.д. Идея связи поколений очевидна сама собой, если бы не сегодняшний слом нравственных норм и шквал либеральной пропаганды...

Нравственность — это фундамент педагогики, а либерализация общества — главный ее враг.

Поиск смысла педагогических усилий нас приводит к фундаментальным ценностям, о чем сейчас многие кричат, понимая, правда, под «фундаментальными» — ценности гуманизма. «Гуманизм» надо отличать от «гуманности» и «гуманитарности». Гуманизм — это неорелигия, исповедуемая современными правозащитниками и либералами. Это учение о человекобожии, об антихристе, о ниспровержении всех религиозных нравственных устоев и ценностей.

Совесть — фундаментальный принцип педагогики. Только совесть — единственная созидательная сила в личности и обществе. Но совесть — со-знание — «сознание» чего? Или Кого? Человек, обладающий сознанием, должен себе задать вопрос: знание чего или Кого хранится в его голове и сердце?.. Что должен изобразить иконописец на чистой доске? Чей образ он должен взять за образец? Обезьяны, Человека или Бога?.. Обезьяну? Жалко доску и краски. — Человека? Тогда какого? Хорошего или плохого? Красивого или уродливого, взрослого или ребенка, мужчину или женщину и т. д. — Бога! Совершенство, Абсолют, Красоту, Благость! Лучшее, что есть в человеке!»

Совестливый человек будет делать не то, что хочется, а то, что должно. И педагог — вести должен не куда вздумается... А скорее, куда предрешено его местом и временем рождения!

Чтобы не запутаться в обстоятельствах времени и места, скажем о самом главном и на все времена: личности педагога. Чем выше организована и развита личность, тем она жертвеннее. Такая личность становится образцом для подражания, она формирует традицию через множество последователей и учеников. Педагогическая традиция в нашем обществе была создана христианством и православной нравственностью, аскетизмом и жертвенной любовью к Богу, Отечеству и ближнему. Для христианина образец учителя — Христос. Советская педагогика продолжила эту традицию, только заменив Бога — коммунистическим «раем», а святых — его вождями. Только стало непонятно, зачем мне любить ближнего, если он «троцкист», «кулак», «контрреволюционер»... И тогда народ перестал рожать детей (не от классовых же врагов!), любить стало некого, глухое отчаяние, беспробудное пьянство, спился народ и разрушил (даже с пафосом) государство, которое ему навязало ложные ценности.

На смену государственной идеологии пришел либерализм и гуманизм. И при очень активной финансовой поддержке мировых элит ввели нам инъекцию вседозволенности и распутства, отменив в школе сначала форму, потом авторитет учителя, традиционные программы и экзамены, далее упразднили сам принцип бесплатного образования, делая его окончательно рыночной услугой, и, в конце концов, упразднили роль личности преподавателя, заменив его интерактивной доской. Все это на фоне наркомании, беспризорности и детской жестокости.

Итак, попытаемся подытожить первую часть. Основные и коренные, фундаментальные ценности нашей жизни: совесть, жертвенность, любовь к Отечеству и ближнему ради Бога, служение, честность, верность, сострадание, мужество, терпение и т. д. Эти ценности должен транслировать (передавать) педагог своим примером и трудом. Переворачиваем эту конструкцию, убирая из нее Бога, Отечество и веру, получаем: вседозволенность, разврат, эгоизм, ненависть и вражда, хамство и потребительство, пьянство, наркомания, можно добавить еще миграционные процессы. Даже не падение нравственности, а полный обвал жизненных устоев... Узнаваемая картина?

Отталкиваясь от увиденного, приходим к выводу о необходимости фундаментальных и всеобщих нравственных принципов, а также ярких личностей преподавателей и учителей. Уважение к старшим является залогом педагогического преемства и связи поколений. А значит и обретением смыслов, и... хотя бы лет десять без реформ образовательных программ и учебников...

А дальше: введение школьной формы и дисциплины в классах, создание или возвращение к традициям Русской школы, что облегчит мигрантам ассимиляцию в социальную среду. Современный гуманизм предлагает нам выработать новые принципы преподавания, но это делается десятилетиями! Да и каковы же сами эти принципы? Гуманизм опирается на самоочевидную ценность личности. А эта ценность, мягко говоря, не всегда очевидна. Особенно в сегодняшнем мультикультурном пространстве. Сама по себе личность не сможет сориентироваться в ценностных приоритетах, если ее никто не сориентирует. Например.

Идол современности — благополучие. Богатство. Ради денег жертвуют силами, временем, национальными интересами, образованием, готовы на предательство, презрение к старикам... Здесь и расцвет коррупции, и падение уровня жизни, т.к. общество с приоритетом богатства замкнуто на себе самом, на потреблении, а не на производстве благ для окружающих, поэтому возникает эксплуатация и востребованность дешевой рабочей силы, здесь под рукой оказываются мигранты, которые увеличивают криминогенную статистику и через поколение оказываются в большинстве на чужой территории...

В современной педагогике упущены 20 лет жизни. И сегодня мы говорим не о возрождении педагогических школа традиций, но о создании новых форм педагогического творчества!

Вернемся к началу доклада. Иконописец только тогда может достичь успеха, когда соотнесет свое мироощущение с Каноном, когда дисциплинирует свое сердце, когда направит его на созерцание через послушание! Созерцание — творит новые формы, а послушание плодоносит на земле. Вот и получается, что путь педагога — возрастание в Боге, причем это возрастание может начаться в любом семечке, даже в горчичном, и в любое время. А через послушание традиции, культуре своего народа, историческим преемством учитель творит новое благоплодное древо традиций, под которым возрастают и укрываются от зноя многие поколения учеников.

Учитель своим нравственным служением призван восполнить и недостаток, точнее отсутствие семьи. Любовь к своему делу и ученикам, которой он наполнен, является силой и творческой основой жизни. Ведь живет, растет и творит только любовь. И масса беспризорников и одичалых подростков никогда не останутся равнодушными к тем, кто их любит. Сегодня любовь оскудела в образовательном процессе окончательно. Вся система направлена на механизацию процесса и устранение роли личности в воспитании (еще одно утраченное понятие в современном мире).

 

В заключение.

1) Путь-поиск для каждого педагога один: отыскать себя. Учителю некогда оглядываться на себя, ведь кругом дети, надо столько успеть!.. Но никому другому так необходимо оставаться всегда самим собой, как учителю, воспитателю, педагогу!

2) Смысл своей деятельности можно отыскать только в Боге, ибо это абсолютная высота и простор для творчества, радости, жизни! И через послушание самым высоким идеалам являть собою и выявлять в учениках высочайшие образцы добродетелей и любви.

3) А творчество — это само наполнение нашей деятельности, ведь каждый ребенок неповторим, каждый учитель уникален, каждый день приносит свои радости и печали! И в умении делиться этой радостью и научении сострадать печалям и состоит главный смысл Учительства и педагогического творчества.

Желаю всем вам творческих успехов!


Комментарии [0]