Статьи, проповеди  →  Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
7 августа 2013 г.

Слово протоиерея Леонида Царевского в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

o_Leonid_Tsarevskij.jpg (13.07.2008 г., Собор двенадцати апостолов, всенощное бдение, Ев. 4-е, Лк 112 зач., XXIV, 1-12)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Двенадцать апостолов, конечно, выделяются изо всех чинов святых, потому что они непосредственно видели Христа, видели все Его чудеса, были свидетелями Его Крестной смерти и Воскресения — этих главных событий мировой истории. Как удивительно соединилось, что главные события истории и главные события их личной жизни — одни! Иисус как-то сказал им: «Блаженны очи, которые видят то, что вы видите». Многие пророки желали увидеть, но им не было дано, только в образах, гадательно. У некоторых пророков яснее, у других менее ясно и как-то это можно толковать, а здесь ничего уже не перетолкуешь: вот Господь Бог, ставший человеком. Причем Христос, как искусный педагог, сделал так, что они сами открыли Его Богочеловечество. Апостол Петр от лица всех исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Многие видели Господа при Его земной жизни: и Пилат, и те же фарисеи, и прочие. Но недостаточно видеть и что-то слышать (помните, стражники сказали: «Никто не говорил так, как этот Человек»? (Ин. 7:46)). Апостолам при общении со Христом дано было познать самое глубокое общение человека и Бога, которое только возможно на земле. Петра, Иакова и Иоанна Господь возвел на гору Преображения, и они познали райскую благодать. И Павел приравнен, конечно, к двенадцати апостолам, потому что он, Промыслом Божьим, особой своей любовью, тоже увидел Господа. В своих Посланиях он так и говорит: воскресшего Господа видели Петр и другие апостолы, а потом и я, недостойный.

Двенадцать апостолов имели особую благодать в постоянном воспитании их Христом. Они три с половиной года (кто-то меньше) были с Ним. Они оставили все, что у них было: имущество, готовы были семьи бросить, но, слава Богу, не у всех так случилось. Например, супруга апостола Петра и теща стали ученицами, и многие другие сестры, жены, матери апостолов последовали за ними и сами стали равноапостольными. Мы об этом только что слышали в Евангелии от Луки: «некоторые жены и иные с ними». Кто такие иные? Это те, кто тоже был рядом и все видел, но, все-таки, двенадцать возведены Христом в особый чин проповедников: на них сошел Дух Святой на Пятидесятницу, и они получили ни с чем не сравнимые дары. Конечно, эти дары в Церкви сохраняются, они передались апостольским мужам (ученикам апостолов), святителям и другим людям, которых мы ныне называем равноапостольными. Но чин апостольский — особые избранники Божии. И еще замечательно видно на апостолах, на их жизни, что это как бы и не их заслуга: кого избрал Господь, того избрал. Но их заслуга, конечно, в том, что они не отказались и пошли за Ним. Заслуга огромная в усердных апостольских трудах, в проповеди, в том, что они сумели сохранить и приумножить дары Божии.

На их жизни ярко видно, что Господь избирает, а человек может согласиться или не согласиться; может предать и утерять апостольский дар — как Иуда. Был еще Иуда Иаковлев среди двенадцати. А Искариот, к сожалению, не усвоил педагогику Христа. Хотя все ему было дано — даже чудеса творить вместе с другими апостолами, весь путь с ними пройти, но он бросил буквально на последних шагах. В Евангелии сказано, что должно так быть, таков род человеческий. Как бы ни был близок человек к Богу, он всегда должен помнить об опасностях, которые его подстерегают, ведь дьявол всегда пытается сбить с пути. Есть известная икона Лествицы, где даже у самого райского порога бесы пытаются скинуть подвижников с этого восхождения. «И да будет двор его пуст и достоинство его примет ин», — как было пророчески сказано в псалме Давида. Достоинство принял апостол от 70-и Матфий (был Матфей, а есть Матфий), бросили жребий, как описано в книге Деяний апостолов. Жребий — это то же избранничество Божие.

Господь указал, как некогда указал на них, говоря: «Следуй за мной», — и Петру, и Андрею, и Иакову, и Иоанну, и Матфею-мытарю, и всем остальным. И они оставили все и последовали за Ним, в Царство Небесное. А с собою успели по дороге захватить многих и многих: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Они шли по земле, исполняя особое задание Божие, они были уже как бы на Небе после схождения Святого Духа, после Пятидесятницы. Их жизнь была уже по сути неземная, хотя, конечно, с земными проявлениями. Помните, как апостолы Павел и Варнава бросились в народ Ликаонский, который принял их за языческих богов: да мы такие же люди как и вы! Вот так скромно о себе думали апостолы. Именно поэтому они смогли донести до таких же людей, как они, как мы, благовестие Христово.

Христос стал, как пишет апостол Павел, одним из нас, и поэтому людям открылась возможность увидеть Его и приобщиться к Его жизни. И наше направление жизни — на небеса. Там мы тоже должны увидеть Христа и войти в апостольское достоинство. Да! Мы с вами можем сравняться с апостолами, может быть, и не во всей полноте, потому что там они взошли на еще более высокую степень. Но каждому из нас Господь предлагает быть блаженными, потому что мы можем видеть то, что желали видеть пророки и увидели апостолы.

Аминь.


Комментарии [0]