Статьи, проповеди  →  Литературная страничка. Аполлон Николаевич Майков
14 мая 2021 г.

Литературная страничка. Аполлон Николаевич Майков

К 200-летию со дня рождения поэта, переводчика, сродника преподобного Нила Сорского

«...Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

Аполлон Майков

 

В этом году отмечаются 200-летние юбилеи известнейших — и таких разных литераторов: Достоевского, Некрасова, Майкова. К творчеству Достоевского мы не раз обращались в нашей газете, хотелось бы отдать долг благодарной памяти Аполлону Николаевичу Майкову — преемнику Пушкина и Лермонтова по поэтическому дарованию, потомку святого, обогатившему сокровищницу русской духовной поэзии.

В православном календаре в июне поминается св. мученик Аполлон Египетский, в честь которого и был назван сын художника и иконописца, академика живописи, дворянина Николая Майкова. Родился будущий поэт 23 мая/ 4 июня 1821 г. в Москве. Детство прошло в имении отца близ Троице-Сергиевой Лавры, где часто бывали всей семьей. Учился дома, сначала с матерью, писательницей Евгенией Петровной Майковой, потом — с домашними учителями.

В 1834 г. Майковы переехали в Петербург. «Дом кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал И. А. Гончаров, дававший уроки словесности и прививший тонкий эстетический вкус братьям Майковым: Аполлону, Валериану и Леониду. Под руководством В. А. Солоницына, соредактора журнала «Библиотека для чтения», Аполлон за три года прошел 7-летний гимназический курс и в 1834 г. поступил в Московский университет на юридический факультет. Увлекался живописью и иконописью (оставил из-за слабого зрения), историей, изучал древнюю Грецию, Рим, но более всего — русскую старину. Стихи начал писать в раннем детстве, «печатался» в домашнем журнале «Подснежник» и рукописном альманахе «Лунные ночи». По окончании университета Аполлон Майков издал первый сборник стихов с посвящением матери, получив за него пособие от императора Николая I. На эти средства предпринял двухлетнюю поездку за границу. Жил в Риме, Париже, посещал лекции в Сорбонне, побывал в Испании, Греции, Германии, в результате чего появился еще один сборник, «Очерки Рима», и кандидатская диссертация о древнеславянском праве. Служил в министерстве финансов, а с 1852 г. и до конца жизни был цензором, затем председателем Комитета иностранной цензуры, сменив на этом посту Ф. И. Тютчева, которого Аполлон Майков считал своим духовным наставником. «Знакомство с Тютчевым, скреп-ленное 15-летнею службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, сообщило тот устой мысли, на коем теперь стою и на коем воспитываю свое семейство». Семейство — это жена Анна Ивановна и четверо детей.

С 1874 г. и до конца жизни состоял членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, а также почетным членом постоянной комиссии по устройству народных чтений, сотрудничал в ежемесячном журнале «Новое чтение», являлся членом совета Русского литературного общества.

Круг его постоянного общения составляли верующие творческие личности, связанные с ним узами многолетней дружбы: Ф. Тютчев, Я. Полонский, великий князь К. Романов (К. Р.). С Достоевским Майков дружил с юности и до кончины писателя. Поэт был крестным отцом детей Фёдора Михайловича. Достоевский, прошедший мучительный путь страстей, падений и взлетов, непревзойденный знаток человеческой души, дорожил дружбой с поэтом Майковым, пользовался его неизменной поддержкой. Умирая, с ним единственным пожелал попрощаться лично…

Поэтический мир Аполлона Николаевича Майкова исполнен света, глубины и молитвы. Он сам писал в автобиографии: «Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколеблена, плюс некоторые рыцарские, фамильные предания». Древний боярский род Майковых вел начало от дьяка царя Иоанна Грозного Андрея Майка. Более известен другой предок поэта — подвижник Нил Сорский (в миру — Николай Майков), проведший много лет на Афоне, основавший в конце XV в. Нило-Сорский монастырь со строгим уставом. В 2019 г., после почти 100-летнего поругания и разорения, Нило-Сорская пустынь (Вологодчина) вновь обрела статус монастыря.

Поэт Аполлон Майков считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа» и во всей своей творческой жизни старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нем слиться со своим народом».

 

Дорог мне перед иконой

В светлой ризе золотой

Этот ярый воск, возженный

Чьей неведомо рукой.

Знаю я: свеча пылает,

Клир торжественно поет —

Чье-то горе утихает,

Кто-то слезы тихо льет.

Светлый Ангел упованья

Пролетает над толпой…

Этих свеч знаменованье

Чую трепетной душой!

Это — медный грош вдовицы,

Это — лепта бедняка,

Это… может быть… убийцы

Покаянная тоска…

Это — светлое мгновенье

В диком мраке и глуши,

Память слез и умиленье

В вечность глянувшей души…

 

Достоевский об этих строках писал Майкову: «Бесподобно! И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших». Вообще похвальных, восторженных отзывов о поэзии Майкова было предостаточно. Выдающиеся современники говорили о Майкове как о поэте, равного которому «едва ли имеет теперь Россия», «после Пушкина никто еще не писал на русском языке такими неподражаемо-прекрасными стихами». Многие духовные истины в поэзии Аполлона Майкова близки человеку любой эпохи.

 

Из бездны вечности, из глубины Творенья

На жгучие твои запросы и сомненья

Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,

И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,

Что не ответствует на твой душевный крик…

А небо на тебя с улыбкою взирает,

Как на капризного ребенка мать.

С улыбкой — потому, что все, все тайны знает,

И знает, что тебе их рано знать!

 

Новомученик Евгений Поселянин, писатель начала XX столетия, в статье «Аполлон Майков как поэт православия и России» писал: «У всех почти поэтов после Пушкина и современных ему встречаем мы молитвенные или религиозные стихотворения. Из числа этих поэтов возьмем самого выдающегося, А. Н. Майкова. Усвоив себе всю европейскую образованность, он не отвернулся от миросозерцания родной страны, но с тем большей искренностью поклонился ей». Поэт четыре года посвятил переводу выдающегося «Слова о полку Игореве». Имея склонность к истории, отобразил величественную борьбу христианства с язычеством: трагедия «Два мира», стихи «Последние язычники», «Клермонтский собор», «Упраздненный монастырь», «Заветы старины», «У гроба Грозного» и другие, в которых, как в световом фокусе, отражен духовный путь русского народа, муки, тяготы становления Руси, нравственные стремления народа и его общественно-религиозный идеал. Майков — великий художественный летописец русского народа, его дум и чаяний. Россия, Москва были святынею его души. В Россию он безгранично верил, она была его беззаветной любовью, которая наполняла жизнь, давая ей смысл и радость. Изучая исторический путь русского народа, его вековые боренья, поэт чутко увидел тот стержень, который скреплял русскую государственность — веру ее вождей и народа в особое предназначенье Руси. Майков писал:

 

В нас заповедь великая жива

И вера в нас досель не извелася.

На коих создалась Москва

И чрез нее Россия создалася.

Там, у гробов ерархов и царей,

Наметивших великие ей цели,

Они видней, и ты поймешь ясней,

Куда идти и как мы шли доселе,

И отчего во дни народных бед,

И внешних бурь, и всякого шатанья

Для всей Руси, как дедовский завет,

Родной Москвы звучало увещанье…

Храни ж его, отцов завет святой,

Как Ермоген в цепях, в тюрьме сырой…

И в жизни путь всегда увидишь правый

И посрамишь всяк умысел лихой,

Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.

 

В этом году православный мир молитвенно вспоминает 800-летие со дня рождения св. блгв. князя Александра Невского. По словам Е. Поселянина, в стихотворении «В Городце в 1263 г.» (где умер на возвратном пути из Орды святой князь) «Майков создал <…> картины подвигов и страданий двух сил, шедших рука об руку в государственном деле: князя и народа, вождя и земли».

 

Труден в мире, Русь родная,

Был твой путь, но дни прошли —

И в свой новый век вступая,

Ты у Господа моли,

Чтобы ты была готова —

Сердце чисто, дух велик —

Стать на судище Христово

Всем народом каждый миг,

Чтоб в вождях своих сияя

Сил духовных полнотой,

Богоносица святая

Мир вела ты за собой

В свет — к свободе бесконечной

Из-под рабства суеты,

На исканье правды вечной

И душевной красоты…

 

Жизнь поэта, исполненная веры и любви к Отечеству, милосердия к ближним, надежды на свершение великого предназначения православной России, была благом для всех его знавших и для нас, его потомков. В канун XXI столетия в поселке Сиверский под Петербургом открылся литературный музей Майкова. Мемориальная доска сообщает: «На этой улице 15 лет в летний период жил поэт Аполлон Николаевич Майков. Благодаря его стараниям здесь построены церковь, колокольня, школа и библиотека-читальня».

Царствие небесное и вечная память верному сыну православной России.

С. П. Калихова


Комментарии [0]