Статьи, проповеди  →  Александр Сергеевич Пушкин как историк и мыслитель
19 июня 2019 г.

Александр Сергеевич Пушкин как историк и мыслитель

К 220-летию со дня рождения

Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко

 

6 июня 2019 г. исполняется 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Каждая эпоха открывает всё новые грани его дарования. Для нас талант Пушкина как серьезного историка — в период массовой фальсификации истории — значим не менее, чем его поэтический гений.

Пушкин в своей короткой жизни преодолел все издержки «проклятого» воспитания, просветительство XVIII в. с его вольтерианством и неверием, мятежные идеи декабристов и авторитет католика Чаадаева, буйство своей чувственной природы.

Ссылка в Михайловское (1824-1826) стала в жизни мятежного поэта поистине благотворной. Уединение, общение с няней Ариной Родионовной, Святогорский монастырь, беседы с настоятелем о. Ионой, посещение богослужений. А также обширная библиотека монастыря, разительно отличавшаяся и от отцовской с атеистической и эротической литературой, и от лицейской, специально приобретенной Екатериной II у Вольтера. Собрание летописей, «Четьи Минеи» в 12 томах, «Киево-Печерский Патерик», «История государства Российского», «Священное Писание» на церковнославянском — все это отозвалось в гениальной душе Пушкина духовным освобождением от «лихорадочного бреда молодости», положило начало его пристальному вниманию к истории России.

В ноябре 1824 г. он приступил к работе над исторической трагедией «Борис Годунов». Замысел возник по прочтении X и XI томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, содержащих описание царствования Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Дмитрия-Самозванца. Пьеса была окончена 7 ноября 1825 г. Автор пишет в письме к Раевскому-сыну: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить…»

В своем опальном уединении он сравнивает свой кабинет с кельей Пимена: «…пылай, камин, в моей пустынной келье…» Пушкин, как и Пимен, чувствует в себе высшую свободу поэта-летописца-историка. «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших летописях: простодушие, кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие набожное к власти царя, совершенное отсутствие суетности и пристрастия», — писал Пушкин. И именно старому монаху в трагедии дано прозреть грядущее: близкие беды страны, народа.

Прогневали мы Бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли.

Летописец не отделяет себя от греха народа, хотя лично он невиновен. В этом «мы» отразился главный принцип пушкинского исторического мышления: история — целостное действие воли народной в согласии с волею Вседержителя или в противодействии ей.

Не столько мы обращаемся к Пушкину, сколько он обращается к нам, своим потомкам, напоминая о том, о чем нельзя забывать даже в самой безумной суете: о покаянии за попрание воли Божией и сакральной, священной царской власти, за убийство помазанников Его. 28 мая 2019 г. исполняется 428 лет со дня убиения царевича Димитрия, наследника царского престола Рюриковичей. Это событие послужило исторической причиной скорбного Смутного времени, приведшего тогда Русь на грань исчезновения. Царская власть на Руси не мыслилась как «административная». Понимание ее было не юридическим, не политическим, вообще не мирским — оно было связано с духовной основой России — православной верой. «Бог на небе, царь на земле». Это вовсе не значило, что царь безгрешен. Но, несмотря на его личные качества, царская власть сакральна, священна: «Не прикасайтесь помазанным Моим…» (Пс. 104, 15). Свят не сам царь, свято служение царя. Свят царский престол в миру, как алтарь — в храме.

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро.

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют…

«Государство без полномощного монарха — автомат: много-много если оно достигнет того, чего достигли Соединенные Штаты. А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит», — передавал Гоголь слова Пушкина. Работа над трагедией «Борис Годунов» была процессом разрыва последних связей с декабристами. Духовная интуиция Пушкина, его предельная честность помогли ему отделить от ветхозаветного законничества православную основу благодати, превышение милости над законом. А это возможно только для высшей милости, царской милости…

Пушкин внимательно изучал русскую историю, исследовал документы, факты, летописи. Его исторические произведения: трагедия «Борис Годунов», «Полтава», «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта», «Арап Петра Великого», многочисленные исторические статьи, записи, очерки, заметки — поражают скрупулезностью, верными и точными оценками, даже прозорливостью. Гениальный поэт пытался понять объективные законы жизни на уровне личных судеб своих героев и судеб народа. Он глубоко исследует стихию исторической жизни, показывая, как слепые и безрассудные силы могут успешно действовать на низшем плане, временно достигая своих целей. Сильным мира сего порою кажется, что они могут влиять на ход событий, но это — неспособность увидеть единство дольнего и Горнего в истории. Грех убийства и грех равнодушия оказываются грехом всего народа. Но Горний мир неизменно протягивает «руку помощи» падшему человеку. Волю небес в трагедии возвещают люди веры: монах-летописец, блаженный Николка, Патриарх Ермоген. Воля Божия была откровенно отвергнута: народ избирает на престол убийцу — Годунова. И разражается национальная катастрофа. В муках умирает Борис, отравлены Ирина и их сын Феодор, бояре попирают присягу — и на московском престоле воцаряется самозванец Лже-Дмитрий. Страна ввергается в хаос: грабежи, убийства, польско-литовская интервенция, Москва под поляками… И лишь молитвенная соборность, стойкость Патриарха, народное ополчение, поднявшее русских людей над личными интересами, спасли Русь. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре все сословия присягнули новой династии в лице избранного народом царя Михаила Романова…

В 1833 г. на основе архивного изучения более 30-ти томов (!) «дела» Пугачева А. С. Пушкин создает глубоко православную по духу повесть «Капитанская дочка». В личных судьбах героев, в исходе бунта автор ощущает явное присутствие Промысла Божия, предупреждая потомков: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» Он также откликается критической статьей на «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, заметив, что барство помещиков и нищета крестьян «сильно преувеличены» и обвинив автора в желании снискать внимание современников. На все времена дана чеканная формула: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви» («Радищев», 1836 г.).

В «Заметках по русской истории XVIII в.» Пушкин фактически изложил свою историко-философскую концепцию. Начиная с XIX в. было принято противопоставлять монархию как сословное государство и республиканскую демократию. Пушкин утверждает, что равенство в демократии мнимое, что на месте «аристократии крови» появляется «аристократия денег, без наследственного культа чести и благородства». С поразительной проницательностью он предвидит, что демократия «чревата тиранией». Частично открытые архивы в наше время дали сведения о планах масонов-декабристов (осуществленных впоследствии большевиками): убийство царя и царской семьи, установление собственной диктатуры (Пестель — президент), освобождение крестьян без земли, печатание фальшивых денег, обман солдат и возмущение войск… А 25-летний Пушкин уже осознавал, что оппозиция правительству часто означает враждебность Отечеству.

Близко знавший взгляды Пушкина его старший друг П. Вяземский писал, что Пушкина следует считать убежденным монархистом, сторонником единовластия в государстве и независимости человека в частной жизни. Изучая историю России, анализируя события 14 декабря 1825 г., внимательно вглядываясь в действия монархов, Пушкин с его умом, прозорливостью, образованностью понимает, что в исторических событиях происходят столкновения разнонаправленных сил, каждая из которых утверждает свою правоту. «Нет правды на земле», — скажет герой трагедии Пушкина Сальери. А сам поэт-пророк знает, что земная правда только тогда — правда, когда она сообразуется с волей Божией. Видя в монархе-государе помазанника Божия, он призывает общество к согласию с ним, а монарха — к милосердию, так как подданные закон постоянно нарушают. Книга Судей Ветхого Завета гласит: «Если будете вы и царь ваш ходить вслед Господа Бога вашего, то рука Господа не будет против вас. Если же будете делать зло, то и вы, и царь ваш погибнете». Священство и царство имеют одну и ту же цель — вести людей ко спасению. Священство непосредственно установлено Спасителем, поэтому оно может существовать, если даже царство гибнет. Царство же гибнет, если не опирается на священство.

И наш XX век — свидетель, как во имя недостижимых свободы и равенства были разрушены Российская империя, а затем и советское государство. Как ранее многонациональная советская интеллигенция, так и до сих пор новая «элита» предаются этим политическим химерам, строят иллюзии улучшения жизни переворотами и реформами. А наш гениальный поэт 200 лет назад предупреждал потомков: «… лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». В противном случае народ раскалывается на две части: одна будет крушить существующий строй, другая — выставлять самозванцев.

Пушкин был живым средоточием русского духа, его исторических путей и здоровых сил. Духовная связь с родным прошлым, по мысли Пушкина, является единственной основой «самостояния», «залогом величия» народа. «Самый умный человек в России», — сказал о Пушкине государь Николай I. Мы не можем не верить, чтобы такой поэт «не был дан великому народу». Пушкин неотделим от России, а она от него. Возблагодарим Господа, даровавшего нам гениального поэта, историка, мудреца, за радость о светлом откровении русского духовного естества и за великое обетование русского будущего. Любимому же поэту скажем словами поэта Ф. И. Тютчева:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Светлана Петровна Калихова




Комментарии [0]