Статьи, проповеди  →  Святой праведный Иоанн Кронштадтский
1 января 2008 г.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

2 января исполняется 100 лет со дня преставления великого пастыря Церкви - отца Иоанна Кронштадтского.

Господь с нами в святом храме

Господь с нами в святом храме, и принимает наши молитвы, наше покаяние, наше славословие и благодарение, и являет в нас Свою милость — избавление от грехов и скорбей, просвещает, очищает, освящает, утешает всех, с искренней верой здесь молящихся и к Нему прибегающих. Здесь, в храме, мы особенно можем прикасаться к Нему сердечно нашей верой, как некогда та женщина, страдавшая недугом.

Вот я прикасаюсь к святому престолу. И чудное дело! Тотчас ощущаю животворную, спасительную силу, исходящую от Сидящего невидимо на престоле, я исцеляюсь от всех скорбей, от всякой тесноты греховной, и приемлю мир, свободу, силу душевную. Он тут, Господь мой и Бог мой!

Какие качества нужно иметь христианину?

Эти качества суть: святая простота нрава, живая вера в Иисуса Христа как Сына Божия Единородного, тверже алмаза непоколебимое упование на Бога, чистейшая, пламенная к Богу любовь и в Боге — к человечеству, погибающему и спасенному бесценной Кровию Сына Божия, кротость и смирение неизменное и ко всем равное, соединенное с уважением ко всякому человеку, в особенности ищущему истины и спасения; всегдашняя близость и доступность для всех, терпение ангельское, до конца жизни — всегдашняя, горячая ревность о спасении всех людей, всегдашнее воздержание, полное самоотречение от угождения плоти и от всякого мирского пристрастия — вот главные черты характера христианина по обновлении благодатью.

В чем проявляется благодать Духа Святаго?

Дух Святый, или Дух истины:

• хранит непоколебимой истину Православной веры, принесенной с неба Иисусом Христом;

• просвещает и утверждает Церковь и всех истинно верующих;

• поставляет пастырей, совершает Таинства;

• очищает грехи верующих, отражает ложные учения;

• творит чудеса и знамения и тем самым являет истину и спасительность Православной веры Христовой.

Благодарим Господа за то величайшее благо, что мы родились и воспитались в святой Православной Церкви, единой спасительной, имеем счастье читать и слушать Слово Божие, разуметь о Боге и делах Его в мире и в Церкви.

Есть ли бессмертие?

Да что распространяться о бессмертии души человеческой! Эта истина также ясна и очевидна для нас, христиан, как солнце; Мы вкушаем Тело и Кровь Христову и через это носим в себе еще здесь явные начатки своего бессмертия. Еще здесь Животворящие Тайны оживотворяют умерщвленные грехами наши души, а с душами и тела наши, нередко ощущающие в себе начатки смерти от воюющих на душу страстей, — и тем самым предызображают жизнь нашу и по смерти. Истинны слова Спасителя: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Ин. 6, 54). Такой несомненный залог бессмертия носит в душе своей христианин!

Отчего мучения могут быть вечными?

Расположения, наклонности душевные, приобретенные здесь, переходят с нами в тот век, и какая мука будет там, за гробом, всем тем, которые умерли со своими земными, греховными наклонностями и всегда заглушали и подавляли небесные потребности души, не успев принести всесердечного в них раскаяния? Вот откуда произойдет тот неумирающий червь, о котором так часто говорит в Евангелии Спаситель наш: этот червь — живущие и неумирающие по смерти греховные наши наклонности, кои ничем удовлетворены быть не могут. Но к этому неумирающему червю присоедините еще и огнь неугасающий, огнь лютейший, ибо сказано: червь их не умирает, и огонь не угасает (Лк. 9, 48).

Почему нельзя спастись без покаяния?

Жизнь без покаяния крайне вредит душе нашей. Душа христианина не кающегося, или кающегося неискренне, легко делается добычей диавола, связывается им сетями адскими, не видит покоя душевного, но мятется и страдает в плену различных страстей и весьма близка к аду, к мукам вечным.

Братья, покаемся, покаемся всем сердцем, чтобы Солнце Правды Христос воссиял в сердцах наших, чтобы приблизилось к самому сердцу нашему Царствие Небесное. Будем каяться постоянно, каждый день и час пред очами Всевидящего Бога. Какая нужда Богу в рабах лукавых и неверных Ему, в нелюбящих Его, когда Он Сам есть Святейшая Правда и Любовь? Он Свят и во святых почивает.

Достойно причащайтесь

Мы можем быть святыми и действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго, когда достойно причащаемся Святых Пречистых и Животворящих Таин Христовых. О, тогда мы, несомненно, бываем святы святостью Христовой, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовой. Потому причащайся каждый чаще, причащайся достойно, и ты будешь часто возвращать теряемую святость, будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество свое и мало-помалу сделаешься святым и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатью Христовой.

Не живи в духовной дремоте и бездействии, а действительно воюй на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями житейскими.

Что в этом мире принадлежит нам?

Крайнее самолюбие наше в том, что мы свое добро материальное привыкли считать исключительно своим... Многие говорят: «Мое — только для меня, и ни для кого больше! Другим до него дела нет!» О, самолюбие, о, гордость о, жестокосердие, о, снедающая корысть надменных своим ложным просвещением людей! Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничего. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3.19).

Смирись, кичливый ум, перед учением Евангелия и перед нищетой Христовой, сойди со своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бедным, коих Сам Христос не стыдится называть Своей братией, и протяни им руку помощи.

Можно ли спастись без труда?

Братия! Самому Богочеловеку не легко было спасти нас от греха, проклятия и смерти, но надобно было, по суду правды Божией, пострадать и умереть за нас, и умереть позорнейшей и мучительнейшей крестною смертью. Как же мы-то можем мечтать без труда и самоотвержения спастись от греха и наследовать вечное блаженство? Нет, нельзя! Сам Господь говорит, что Царство Небесное силою берется, и сильные искатели приобретают его (Мф. 11,12). Апостолы, мученики и преподобные спаслись терпением и самоотвержением до креста и смерти. Мы же мечтаем спастись в неге, лености, роскоши, в самоугодии, а не в Богоугодии.

Можно ли работать в праздники и нарушать посты?

Ныне многие христиане считают грехом что-нибудь сделать в праздники, например, какую-нибудь нужную работу, а не считают грехом завидовать ближнему, враждовать, мстить или напиваться допьяна.

Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего. Например, знакомых обижают и обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Как побеждать себя?

Трудно, возлюбленные братия, побеждать себя. Нет на свете труднее победы, как победа над самим собой, но надо непременно побеждать себя, т.е. побеждать зло, гнездящееся и действующее в сердцах наших и во плоти нашей, или многоразличные страсти плотские и духовные, воюющие ежедневно в плоти нашей. Без победы нет венца победного, нет наследия Царства Небесного.

Как же побеждать себя? Чтобы побеждать себя, нужно возненавидеть себя или отвергнуть себя: Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе (Мк. 8,34). Нужно возлюбить Единого Бога и Его святую волю, верой и любовью соединиться с Ним в одном духе. А этого достигнуть можно непрестанной молитвой в посте и воздыханиях, ежедневной борьбой со страстями...

Как бороться против врагов Божиих?

Против исконных врагов Божиих — духов злобы, убийц человека — надо вести непрестанную войну мысленную, надо непрестанно внимать себе, своим помыслам, сердечным движениям, надо изучать и знать Священное Писание, чтобы побеждать их Словом Божиим, против коего они не могут стоять, надо стяжать живую, крепкую веру в Господа Иисуса Христа, зреть Его всегда пред собою и несомненно призывать Его в помощь против этих лукавых, злейших и дерзких врагов. Против твердого призывания имени Господа Иисуса Христа они не могут стоять, обыкновенно обращают хребет свой и предаются бегству. Так говорят опытные в духовной брани подвижники.

Почему Церковь празднует дни памяти святых?

Святые угодники Божии возлюбили Бога всем сердцем и исполнили Его божественные намерения относительно их и человеческого рода, исполнили Его святую волю, побороли в себе все враждебное Богу и враждебное им самим, т.е. грех, победили демонские козни, все мятежные страсти в себе. Они отсекли в себе все, что составляет вражду на Бога, и стяжали совершеннейшую любовь к Богу.

И Бог, видя их непрестанные труды, борения и подвиги из любви к Нему и ради общения с Ним, утвердил их в святости и добродетели, вселился в них и сделал их Своими нерукотворными храмами: ибо Он Свят и во святых почивает. Судите сами о величии их душ и великости их подвигов!

Зачем на земле войны?

Войны показывают, что народы еще далеки от духа евангельского и не усвоили его себе, не ввели его в отношения международные. Война, особенно наступательная, свидетельствует о языческом направлении народа, о его земных стремлениях. Таким образом, грехи и страсти подтачивают, как червь, корни самих царств. И вот источник их будущей слабости! Пусть же знают все цари и подданные, что нет на земле ни одного непоколебимого царства, — не было и не будет! Все они стоят и колеблются, ниспровергаются и исчезают, подобно многим древним государствам. И дотоле царство стоит твердо, доколе тверды в народе вера и благочестие, а коль скоро одолели его безверие и безнравственность, тогда неизбежно оно падет.

Всем ли следует идти в монастырь?

«Как жить праведно? — спрашивают многие, — Неужели для этого следует идти в монастырь?» Возлюбленные чада Церкви Православной! Никто от вас не требует, чтобы вы отдалялись от людей и жили уединенно. Мы должны быть общительны, но Бог и Церковь от нас требуют, во имя нашего вечного спасения, чтобы мы имели общение христианское, разумное, духовное, боголюбезное. Преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7,31). Никто не требует, чтобы вы постоянно молились и постились, хотя истинный христианин, слыша Апостола, говорящего: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17), не чуждается и непрестанной молитвы духом и истиной. Но Церковь требует, чтобы вы хотя известные времена посвящали молитве и воздержанию.

Природна ли человеку святость?

Святость, утраченная нами через грех Адама, была природным свойством души нашей. Эту святость, снова дарованную нам во святом Крещении и Миропомазании, мы опять утратили и постоянно утрачиваем через несчастную греховную наклонность, сделавшуюся природной для нас после грехопадения прародителей. Святость, говорю, была природным свойством душ наших, потому что мы вначале сотворены по образу и подобию Божиему, а Бог — свят. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми, — не своей силой и заслугами перед Богом, — нет, а силой благодати Божией, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф.4,7).

Зачем нам дана любовь?

Вы скажете: «Нам не дано власти творить чудеса». Отвечаю: и не надо нам чудес. Дар чудес дается по особенным обстоятельствам и немногим избранникам. Но быть добрыми, сострадательными, милостивыми, терпеливыми, незлопамятными, немстительными, искренно любящими состоит в нашей власти и возможности. Искренняя любовь и добрые дела — важнее чудес, и нередко приятнее Богу многих чудес, потому что цель и конец, исполнение всего Закона есть любовь, и кто любит ближнего как себя, тот исполнил весь закон (Рим. 13, 8-10). Тот, кто проявляет любовь на деле, сам есть истинное чудо.


Комментарии [0]