Статьи, проповеди  →  100 лет мученического подвига сщмчч. Платона (Кульбуша), еп. Ревельского, прот. Михаила Блейве и прот. Николая Бежаницкого
3 февраля 2019 г.

100 лет мученического подвига сщмчч. Платона (Кульбуша), еп. Ревельского, прот. Михаила Блейве и прот. Николая Бежаницкого

Господь пришел на землю для того, чтобы составить из всех народов единую Церковь. Таким образом составляют едино Тело церковное и русский народ, и эллины, или греки, сербы, болгары, молдо-влахи, грузины, арабы, православные эстонцы, японцы, китайцы...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Эти слова, актуальные и в наши дни, когда пытаются разделить Церковь — Тело Христово — по национально-политическому признаку, произнес в столичном Санкт-Петербурге в 1903 г. при освящении первого православного эстонского храма всероссийский батюшка. Всемерно содействуя первому настоятелю эстонского прихода о. Павлу (будущему епископу Платону), он благословил сбор средств на строительство церкви, который осуществлялся по всей Российской империи, и лично сделал первое пожертвование. Четырехтысячная эстонская диаспора, в большинстве своем не владевшая русским языком, обрела свой храм во имя священномученика Исидора Юрьевского, где совершались службы и на эстонском, и на церковнославянском языке.

Двумя десятилетиями ранее «жестокий русификатор Эстляндии» губернатор Сергей Владимирович Шаховской, князь, учредитель Пюхтицкого монастыря, неоднократно ходатайствовал о строительстве в Ревеле (Таллине) православного собора, открытии архиерейской кафедры и назначении на нее архиерея-эстонца. Первым таким архиереем и стал сщмч. Платон (Кульбуш). В нем, по слову митр. Таллинского и всея Эстонии Корнилия (+ 2018), соединился дух русского православия и любовь к эстонскому народу.

Епископской хиротонии предшествовало 23 года служения о. Павла в Петербурге, когда он стал одним из самых уважаемых священников столицы. По инициативе о. Павла и при активном участии будущих сщмчч. еп. Вениамина (Казанского) и прот. Философа Орнатского было учреждено Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского, открыта эстонская церковно-приходская школа с небольшим интернатом. Отец Павел в последние годы служения являлся благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии, законоучителем в Литейной женской гимназии.

По определению Священного Синода, поддержанному Патриархом Тихоном, лично знавшим и высоко ценившим стойкость пастыря в вере, «о бытии протоиерею П. Кульбушу епископом Ревельским по пострижении в монашество с возведением в сан архимандрита», он был хиротонисан 31 декабря 1917 г. во епископа Ревельского митрополитом Санкт-Петербургским Вениамином. «Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор», — так говорил ныне покойный митрополит Корнилий (Якобс), утверждавший также, что события на Украине развиваются по эстонскому сценарию1.

Епископ Платон приступил к тяжелейшему служению в Прибалтике во время ее оккупации немецкими войсками и продолжавшейся Первой мировой войны. На смену немцам пришли большевики. 2 января 1919 г. епископ Платон был арестован прямо на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек) заключен в помещении Кредитного банка, превращенном в тюрьму. В ночь с 14 на 15 января 1919 г., отступая из города, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер зверски убили 20 человек заключенных — в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела мучеников были изуродованы до неузнаваемости. Владыку опознали только по спрятанной на груди панагии.

Убиенный вместе с епископом Платоном выдающийся эстонский священник Михаил Блейве духовно окормлял в Юрьеве русский приход при Успенском соборе, а русский потомственный священник (отец и четверо братьев были священниками) Николай Бежаницкий окормлял эстонский приход при Георгиевской церкви. В начале 90-х годов прошлого века в разгар церковного раскола Успенский приход с русским настоятелем во главе едва ли не двумя десятками голосов «правопреемных прихожан» перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Более тысячи прихожан, не имевших гражданства, ушли из Успенского собора в эстонский приход Георгиевской церкви, который во главе с настоятелем-эстонцем сохранил верность Христу и Матери-Церкви.

Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; 17 июня (переходящее) — Собор Санкт-Петербургских святых; 14 января — день мученической кончины; 18 ноября — память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.; 1 декабря — Собор святых Эстонской земли.

1. Эстонская Православная Церковь получила автономию в 1920 г. постановлением Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета; в июле 1923 г. была принята на правах автономного митрополичьего округа в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 1978 г. КП объявил Томос 1923 г., учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным. Но в 1996 г. КП возобновил действие Томоса 1923 г. и учредил параллельно Эстонской Православной Церкви МП автономную Церковь под своей юрисдикцией. Эстонская Православная Церковь раскололась на две структуры, не имеющих общения. В настоящий момент ЭАПЦ КП объединяет около 7 тыс. верующих, большая их часть — этнические эстонцы. Эстонская Православная Церковь МП – от 100 до 200 тыс. верующих.


Комментарии [0]