Статьи, проповеди  →  Протоиерей Леонид Царевский. Как Господь сохранил Россию
5 февраля 2018 г.

Протоиерей Леонид Царевский. Как Господь сохранил Россию

«Яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем. (Рим. 8, 38-39)

«Нас почитают умершими, но вот, мы живы»

(2 Кор. 6, 9)

Сто лет революционным событиям... В марте у нас в храме отпевали бабушку, которая родилась в 1913 г. Сменилось всего три поколения, но мы живем уже в другой эпохе.

В 313 г. началась Константиновская эпоха, когда император стал защитником христиан. Со свержением Российского императора она, по всей видимости, закончилась. Кстати, если говорить об отречении Государя, очень важно, что прекратилась царская власть по акту самой этой власти. Государь отрекся, пользуясь Богом данною ему властью, — нехотя, понимая, что этого не должно быть. Примечательно, что документ был подписан карандашом, наверное, чтобы можно было все отменить.

Часто говорят, что расстреляли не монарха, а уже гражданина Романова.

Тем не менее его расстреляли именно как Царя. На иконе ангелы возвращают ему знаки царской власти. На небесах он прославлен как Государь. Мы почитаем всех новомучеников, но царская семья — во главе. Да и большинство людей по-прежнему называют его Царем. Он и низложен был для того, чтобы его проще было казнить, а главное, уничтожить тот духовный оплот России, каким являлась императорская власть. Гражданином Романовым Государя как раз стали называть его будущие палачи, внедряя это в сознание народа.

Еще говорят, что отречением он предал Россию.

Когда против Сергия Радонежского поднялся мятеж, он ушел. Позвали обратно — вернулся. Александр Невский в аналогичной ситуации ушел из Новгорода, не боролся за власть. Отречение Государя Николая — это акт величайшего смирения. Государь понимал, что народ мыслит уже по-другому, не хочет видеть в нем императора, значит нужно смиренно уйти, осознавая всю неправильность происходящего в высшем смысле. «Отче! прости им, не ведают, что творят» (Лк. 23, 34), «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 53). Христос пошел на Крест. Подобно Ему поступали все святые, вверяя себя Промыслу, покоряясь обстоятельствам, которые стали непреодолимыми. Ведь революция явилась следствием духовного состояния русского народа.

На сегодняшний день вышло несколько книг со свидетельствами чудес, связанных с Государем. Участником одного из первых чудес был сербский иконописец. Расписывая собор, он оставил место в круге, а наутро там проявился лик Царя Николая. И сербы с 20-х годов его почитают. В этих же годах казачий отряд заблудился в болотистой местности. Помолившись, они вдруг увидели Государя, последовали за ним и выбрались на дорогу. Одна женщина молилась Николаю Чудотворцу о спасении России. Она увидела, как свт. Николай за руку ведет Царя Николая и говорит: «Вот ваш новый Николай Угодник».

Вопреки революционной катастрофе, падению царства, расцерковлению и развращению народа — Русская Церковь жива. В мистическом смысле революция произошла под воздействием дьявола — только так можно объяснить те страшные, безумные, разрушительные поступки, совершенные революционерами. Зло всегда разрушительно. Кто-то говорит о роли евреев, но ведь и огромное количество русских, белорусов, украинцев крушили церкви, сбрасывали колокола, убивали священников — одержимость была такая же, как у немалой части немцев во времена Третьего рейха. И у французов во времена их революции. Да и у других народов мы находим такие периоды безумия. Наверное, это происходит за какие-то грехи, увлечение материальным, забвение Бога. Не все участники революции — атеисты, но их вера была искажена, они увлеклись идеей «рая на земле». Русских людей «зацепил» в коммунистическом учении тезис о борьбе за справедливость, болезненный вопрос об угнетении бедных богатыми. Тем более что в сознании народа закрепился образ Бога, призывающего к справедливости, образ «бедного Христа».

Недавно мне попались интересные результаты опросов: сравнение отношения людей к революции в 90-е годы ХХ в. и в 2016 г. Оказалось, что в обеих группах соотношение людей, одобряющих и не одобряющих революцию, примерно одинаковое. Одним из основных аргументов положительного влияния на общественную жизнь революционного переворота люди назвали то, что этот перелом якобы стал пусковым механизмом дальнейшего развития. Интересно, развития чего? Нам вбили в голову, что «развитие — это хорошо». В ХХ в. произошло «развитие» разнообразнейших грехов. Между тем ряд исследователей утверждает, что если бы не революционный переворот, то, например, в космос русские все равно полетели бы первыми, причем лет на десять раньше. Революция затормозила развитие российского государства. А потом пришлось «догонять и обгонять». Многие не знают фактов: о подъеме экономики в начале ХХ в., об эффективных законах, изданных во время царствования Николая II, как раз уменьшающих остроту социальных проблем. На вопрос анкеты: «Если бы сейчас происходили подобные события, вы бы в них участвовали?» — в конце прошлого века 78% ответили, что не участвовали бы; в 2016 г. так же на этот вопрос ответили уже 92% респондентов. И только 5% и в первой, и во второй группе были готовы принять участие в перевороте. Надо сказать, что это, скорее всего, те самые 5%, которые всегда и везде «за любой кипиш». Налицо парадокс: большинство не хотят революции, но довольно многие оценивают ее как положительное явление.

Следующим страшным испытанием для нас была Отечественная война, а также предшествовавшие, сопровождавшие ее и последовавшие за ней репрессии. Так, более половины советских разведчиков, многие военачальники были репрессированы накануне войны, что страшно ослабило военно-политическую силу страны.

Это диверсия или психологические проблемы тех, кто у власти?

Скорее, даже психические проблемы. Конечно, была и «пятая колонна», но паранойя борьбы за власть все перекрывала. Следствием революционной разрушительной деятельности, когда человек увлечен утопией, является душевная искореженность. А войну удалось выиграть благодаря личному подвигу множества людей. Если бы не ошибки Сталина, потери были бы гораздо меньшими.

День 22 июня 1941 года стал для Сталина ударом, так как он, несмотря на все предупреждения, не верил, что договор с Германией будет нарушен. Лишь через 11 дней, 3 июля, он обратился к народу. И первыми его словами были: «Дорогие братья и сестры!» — Вспомнил!..

Сталин имел немало талантов. Он был противоречивой личностью и хотя многое разрушил (казачество, крестьянский уклад и др.), но многое и построил. У него было довольно сильно развито эстетическое чувство, он имел дар созидания. У Ленина, например, таланта к созиданию вообще не обнаруживалось, а наблюдалось явное беснование. Так, например, в Манифесте у Маркса и Энгельса написано, что поскольку 10% населения будут противиться революции, их придется уничтожить. Ленин же, комментируя это, сказал, что даже если 90% будут против, надо будет их уничтожить! Все это предсказано и у Достоевского в «Бесах», и у славянофилов, и у философа Владимира Соловьева, назвавшего дьявола «обезьяной Бога», и у других авторов. Богоборцы обезьянничают, потому что ничего своего по существу не могут создать. Вспомним советские демонстрации, являющиеся пародией на Крестный ход, с портретами членов Политбюро вместо ликов святых.

Но! Несмотря на все эти безобразия, на все разрушительные последствия революции, Господь любит Россию. Как богато она одарена! Несомненна аналогия с Библейской историей. Народу еврейскому Бог дал обетования, и что бы они там ни творили, Господь постоянно их выводит — из вавилонского плена, изо всех грехов и заблуждений. России дан дар православия, а для обеспечения его — империя, большие территории, ресурсы, замечательные творческие способности народа, склонного к духовной работе над собой, к терпению и всепрощению. И Бог — советская история являет это — выводил нас из «вавилонского плена» вопреки всему. Оккультист Гитлер и безбожник Сталин за войну открыли почти 20 тысяч храмов, столько никогда за подобный период времени не открывалось. Гитлер хотел показать, что идет «в поход против коммунизма», а Сталин по принципу: «а чем мы хуже», желая заручиться поддержкой верующих в стране и за рубежом. Столько же храмов открыли за последние 25 лет. Сейчас в Русской Церкви 36 тыс. храмов и около 1 тыс. монастырей (Хрущев закрыл около 10 тыс. храмов). Перед войной оставалось несколько сотен храмов на всю Россию с Украиной (из них четыре в Москве). А до революции было свыше 80 тысяч храмов и часовен. К 1939 г. на свободе оставалось только 4 архиерея и несколько сот священников. Люди во время войны реально возвращались к Богу, опасность не позволяла им быть атеистами. Общаясь с ветеранами, я неоднократно слышал об этом, особенно от летчиков: «Когда оказываешься один в кабине самолета, говоришь: «С Богом!» или крестишься и только потом взлетаешь». Конечно, оставались глубоко и искренне верующие люди. При этом коммунисты сами часто говорили, что у них «те же заповеди, только без Бога».

Произошедшее при Ельцине в Евангелии описано следующим образом: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26). Беса коммунизма в 1991 г. яростно изгнали. Но теперь есть и коммунистическая партия, и еще множество бесов: развращение, страшная преступность, воровство, наркомания, игромания, страсть к деньгам, потреблению и прочее… Конечно, современные коммунисты совсем не те, что прежние большевики. Теперь это мирные люди, социальная консервативная партия.Из их устава изъят пункт о борьбе с религией. Коммунисты с либералами сейчас в разных лагерях. А тогда коммунисты — это и были либералы. Теперь они за стабильность, за Россию. Причем, началось это еще со Сталина. Это он вернул в 30-х гг. новогоднюю елку, имена Александра Невского, Ивана Грозного, само понятие Россия. Стали снимать исторические фильмы (понятно, что в определенном ракурсе). Вероятно, Сталин почувствовал в какой-то момент, что невозможно все разрушать, нужно созидать. Он стал искать и поощрять талантливых, работящих людей, крепких хозяйственников, ученых, не переставая при этом лишать таких же людей свободы и жизни. Жаль, что человек со способностями столько энергии потратил на разрушение. (А перед революцией Сталин в Азербайджане очень талантливо грабил банки).

Чтобы русский народ окончательно не погиб, Господь позаботился о том, чтобы многие замечательные люди оказались на своих местах, — это деятели культуры, науки, отличившиеся в сельском хозяйстве и на производстве, военные. Сейчас открывается, что и в аппарате правительства, и в министерствах встречались верующие чиновники, которые даже тайно причащались. Иногда про это «наверху» знали, но за талант, как говорится, закрывали глаза.

В 1937 г. проводилась перепись населения. Результаты были засекречены, переписчики расстреляны. Из-за чего? Во-первых, численность населения оказалась на семь миллионов ниже озвученной Сталиным предполагаемой цифры. В то время в лагерях находилось от трех до четырех миллионов заключенных, они не участвовали в переписи. Кто-то погиб в «красном терроре» и предвоенных репрессиях (первый Соловецкий концлагерь был открыт уже в 1923 г.). Во-вторых, 44% ответили на вопрос о вероисповедании: православный. А 57% признали себя верующими. Тем самым дезавуировалась «безбожная пятилетка» 1932-1937 гг., целью которой было искоренить «религиозные предрассудки»: «Имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Несмотря на страшные гонения, Церковь продолжала жить: не исчезли богословы, верующие наполняли храмы, совершалась тайная церковная жизнь. А главное, появилось множество святых — мучеников и исповедников.

По некоторым оценкам, в начале перестройки около 1% населения составляли люди, которые хотя бы раз в год причащались, ходили на родительские субботы, за святой водой, на Рождество и, конечно, на Николу. У нас, по Калужскому шоссе, было два действующих храма: в Былово, который вмещал до 200 человек, и в Вороново — до 300. На родительские дни они были переполнены. Это был тот слой, который сохранял церковную жизнь, те самые знаменитые «неграмотные бабушки» — в основном женщины (не такие уж и неграмотные), мужья которых погибли на фронте.

В 1995 г. в Сарове (Арзамасе-16) вышла книга о советском атомном проекте. На обложке книги фотографии ученых, самой бомбы, а над всем этим — икона прп. Серафима Саровского. Издатели-ученые осознали, что без помощи свыше они не создали бы ядерный щит страны.

И в этой области, и в области искусства кто-то сознательно, кто-то — нет, но трудился для сохранения христианских ценностей. Например, Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в 70-х гг. удалось выпустить книгу «Византийские легенды». На первой странице упоминался очередной съезд КПСС, затем: «…как сказал Леонид Ильич Брежнев…», — а далее под видом византийских легенд были опубликованы жития святых. Тираж 15 000, пусть и небольшой для того времени, но кто-то мог это прочитать. Замечательная ситуация с сотрудниками музеев и с реставраторами, которым в советское время очень многое удалось сохранить. Даже в 20-е гг. они добивались спасения памятников архитектуры. Сберегли иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля. Когда образа велели уничтожить, их заштукатурили через сеточку так, что легко потом удалось очистить, это открылось всего несколько лет назад. Евгений Шварц зашифровывал — да и не сильно зашифровывал — религиозный смысл в своих сказках. В «Тени» имя главной героини — Аннунциата — переводится с английского и латинского как Благовещение.

Господь тем или иным образом сохранял веру в народе. Нередко люди мне рассказывали, что, несмотря на пропаганду, в Бога они верили, обращались к Нему, толком не зная молитв. Многие переписывали в тетрадочки Евангелие и молитвы. Сейчас нередко слышишь: «Ведь многое было хорошим в советское время, а веру-то зачем было гнать?» Одна учительница истории говорила, что знает, почему она болеет: потому что приходилось обманывать. Особая категория — «честные коммунисты». Мой учитель истории в 4-5 классах Василий Николаевич Нефедов — прекрасный педагог — перед смертью в 1993 г. сознательно исповедался и причастился.

Конечно, в Советском Союзе и зарплаты были недостаточными, и в магазинах мало что имелось по сравнению с Западом. На это были свои причины. Первая — чтоб не баловать, пусть люди живут скромненько, не гоняясь за комфортом (по сути, по-христиански). А другая — наше отставание в экономике шло от конспирации, очень много уходило на военно-промышленный комплекс, на армию, которая присутствовала во многих странах мира. Это, опять-таки, искаженная имперская идея: Царь защищал православных повсюду, а советская власть тоже пыталась «защитить угнетенных», навязывая всем сначала мировую революцию, затем социализм.

Слава Богу, прорвались! Церковь реально возрождается. Хотя глубоко церковных людей — не так много, но, например, признающих и любящих святую воду, — уже не менее 90%. Причащающихся хотя бы раз в год — свыше 10%. 3-4% ходят в храм почти каждое воскресенье. Правда, имеется существенная разница по регионам. В Московском регионе православных гораздо больше, в глубинке — меньше. На каждой службе кто-нибудь впервые или после долгого перерыва исповедуется. (Но вот что изменилось: интеллигенция быстрее воцерковляется, а в деревнях — поотстали). Людей, которые отмечают Пасху — больше 50%. А называют себя православными — 82%. При этом считающих себя верующими (тут и мусульмане, и другие) — 74%. Вот такой парадокс! Но я неоднократно сталкивался с тем, что человек называет себя неверующим в том смысле, что редко бывает в храме: «А так, когда прижмет — молимся Богу!»

Как нам защищать христианские ценности?

Что касается защиты: христианин, безусловно, не должен скрывать свою позицию. Но очень важно созидать, а не разрушать. Защита может быть разная — если можешь защитить делом, защищай. Но обличая, помни и о своих грехах, знай, что несовершенен, молись о безбожниках: «Господи, прости им, не ведают, что творят!» В каких-то случаях мы можем повлиять, в каких-то — нет. Наверное, реально можно сделать гораздо больше, мы просто боимся связываться. У нас много неразумия, а также недостаточно конкретной информации, мало фактического знания, а оно нужно, чтобы аргументировать свою позицию и показывать, где ложь, а где — Истина.

Беседовала Вера Данилина


Комментарии [0]