Статьи, проповеди  →  Сподвижники создателя Русской Палестины
19 сентября 2017 г.

Сподвижники создателя Русской Палестины

24-26 августа 2017 г. православный мир широко почтил память создателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской Духовной Миссии во Святом Граде Иерусалиме (1865-1894),
которому, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «удалось соединить светское знание и науку с глубокими религиозными убеждениями, духовность — с практической и даже политической деятельностью». О значимости события свидетельствует статус юбилейных торжеств в честь 200-летия со дня рождения выдающегося сына Церкви. На Святой Земле — месте почти 30-летнего подвига архимандрита — их возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. На родине архимандрита — в Зауралье, в селе Батурино Шадринского района (Курганская митрополия) — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Состоялся первый в истории Русской Православной Церкви первосвятительский визит в Зауралье. Предстоятель посетил Спасо-Преображенский храм, где был крещен будущий архимандрит и где с 1765 г. служили семь поколений священнического рода Капустиных. В настоящее время в храме начались восстановительные работы; богослужения проводятся в нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Патриарх возглавил церемонию открытия памятника архимандриту Антонину — бронзового бюста, созданного известным скульптором С. А. Голощаповым. В честь архимандрита будут названы улица и площадь в центре Курганской митрополии.

Юбилейные мероприятия прошли также в Москве, в Великом Новгороде, Перми и Новосибирске. Учреждена юбилейная медаль и выпущена памятная марка «В память 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)». Осуществлено юбилейное издание книги «Архимандрит Антонин (Капустин). Проповеди и переводы киевских лет», в которую вошли ранее неизвестные проповеди отца Антонина, а также его переводы из «Бесед святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна». Состоялась премьера документального фильма режиссера Александра Слободского «Архимандрит Антонин (Капустин) — строитель Русской Палестины». Открыты экспозиции, посвященные жизни и деятельности главы Русской Духовной Миссии на Святой Земле: в Иерусалиме, на родине архимандрита в с. Батурино и в Москве, в музее ИППО (последняя доступна для ознакомления нашим учащимся и прихожанам). По данным Императорского Православного Палестинского Общества, одним из центральных событий празднования станет в октябре этого года научная конференция в Москве, посвященная наследию архимандрита Антонина (Капустина).

Святейший Патриарх Кирилл особо отметил роль сподвижников архимандрита: «В числе его помощников был местный житель, на которого и оформлялись эти земли, а потом они были переписаны на Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме». О двоих из этих помощников мы и расскажем кратко в нашей газете.



Драгоман Яков Егорович Халеби
(170 лет со дня рождения)

Каждому, кто знаком с биографией архимандрита Антонина (Капустина), известно имя его верного помощника — драгомана Якова Егоровича Халеби (он же Якуб ибн Джирдис аль-Халеби, 1847-1901). По законам Османской империи иностранные подданные не имели права приобретать земельную собственность. Он же, происходя из православной арабской (по другим данным — греческой) семьи и будучи турецким подданным, выступал, порой с риском для жизни, в качестве законного покупателя участков, а после завершения сделки оформлял под видом уплаты долга дарственную на имя архимандрита Антонина. Переход таких участков в собственность христиан вызывал острое недовольство у местного населения, исповедующего ислам (что было связано зачастую и с почитанием одних и тех же святынь представителями обеих религий). Яков был тем самым человеком, которому архимандрит Антонин доверял безгранично. И драгоман вполне оправдал это доверие самоотверженной службой на протяжении четверти века, а после смерти архимандрита явился в Иерусалимское генеральное консульство с декларацией о приобретенных недвижимостях, в том числе не оформленных документально.

Блестящий историк Церкви, литургист, доктор церковной истории Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) с любовью и уважением писал об архимандрите и его драгомане: «Нередко рано утром его видели уже выезжающим с Русских Построек в сопровождении своего верного драгомана Якова Халеби, как говорили путники, «в разъезде по епархии», т. е. для обозрения каких-нибудь построек, земельных участков, любимого Бейт-Джальского приюта или приютов в Хевроне, Горней, в Иерихоне и в других местах. Кто из бывавших в Палестине до 1894 года не помнит кавалькаду из двух всадников: о. архимандрита в старенькой ряске и черной камилавочке, с распущенными по ушам длинными серебристыми пейсами, под зонтиком, легкою перевалкою едущего на сивом ослике, и за ним его верного слугу — драгомана на гнедой лошади…»

В 1865 г., когда архимандрит Антонин (Капустин) приступил к деятельности на поприще начальника РДМ, Якову было всего 18 лет. Впрочем, служить у архимандрита Халеби начал несколько позже: первая сделка, в которой фигурирует его имя, это знаменитая покупка участка дуба Мамврийского под Хевроном в 1868 г. Вот восторженное описание этой сделки поэтом-эмигрантом Антонином Ладинским: «Чего стоит одна история с приобретением дуба Мамврийского, того самого дуба, под которым, по древнему преданию, Авраам принимал таинственных Небесных Гостей в Хевроне! Большую роль в этом деле сыграл драгоман русского консульства Я. Е. Халеби. Сколько романтики было в этом предприятии! Дело в том, что дуб находится в районе, в котором живут особенно фанатичные мусульмане. Халеби, сам по происхождению араб <…> явился в Хеврон под видом купца из Алеппо. С опасностью для жизни он, в конце концов, совершил покупку драгоценного дерева на свое имя <…> и с торжеством вернулся в Миссию: дуб русский!»

Представляется удивительным, что Яков в 21 год уже числился драгоманом Миссии (официально его звание драгомана было утверждено властями Порты спустя 5 лет, в 1873 г.). Ведь драгоман — это не просто толмач, этим термином обозначался официальный переводчик, состоявший на службе и причисленный к членам дипломатического или консульского корпуса. Как местный парнишка попал на такую должность? Во-первых, нужно отдать должное дару архимандрита разбираться в людях и духовно взращивать будущих соратников. Кроме того, из ряда документов становится ясно, что юношу активно поддерживал его отец, яффский купец Джирджис (Джирьис, Георгий, Егор) Халеби Руми, участвовавший еще десятью годами ранее, в 1858 г., в покупке земельных участков для РДМ. В бумагах его имя фигурирует с эпитетом «хаваджа» (господин), что было уважительным обращением к лицам торгового сословия. Известно, что и других своих сыновей Джирджис рекомендовал на работу в РДМ (например, Никола Халеби, старший брат Якова, — бессменный почтальон Миссии). Интересно, что младшего брата Якова звали Бшаро (Пчаро), а в крещении он — Евангелий (дословный перевод арабского имени). Предки семьи Халеби — выходцы из Малой Азии, скорее всего из Алеппо, ведь «халеби» можно перевести как «алеппский»; домашний разговорный язык — арабский. Вот почему при покупке земельных участков Яков представлялся купцом из Алеппо. Ни слова лжи, получается.

В признание заслуг Яков Халеби стал в 1884 г. членом Императорского Православного Палестинского Общества, а в 1888 г. за активное участие в строительстве русского православного храма св. Марии Магдалины в Гефсимании был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. На кладбище при этом храме, у подножия западного склона Елеонской горы, и упокоился Яков Егорович. Надпись на массивном обелиске из красно-желтого мрамора гласит: «Яков Егорович Халеби, драгоман Российской Императорской Духовной Миссии в Иерусалиме. Скончался 17 января 1901 г. на 55 году от роду. Твой есмь аз, спаси мя».

Асаф Вахбе, профессор русского языка
в Иерусалимском университете, поэт

Из недавно опубликованной книги «Цветы пустыни. Воспоминания монаха Александра о пребывании на Святой Земле и Синае» (Издательство Сретенского монастыря, М. 2017) стало известно еще об одном помощнике архимандрита Антонина — Асафе Вахбе. Монах Александр был хорошо знаком с членами его семьи (самого главы семейства к этому времени уже не было в живых). Вахбе были православными арабами и проживали в окрестностях Вифлеема в селении Бейт Джала. Глава семьи в свое время был широко известной личностью в Православном Палестинском Обществе, профессором русского языка в Иерусалимском университете и поэтом. Поскольку он был местным жителем, притом очень образованным, его приняли на службу в Русскую Духовную Миссию. Асаф содействовал архимандриту Антонину (Капустину) в приобретении церковной утвари и мощей святых, а также земельных участков для Миссии (вероятно, обеспечивая их правильное документальное оформление). Среди земель, которые были приобретены с его помощью, участки Хевронского, Горненского и Елеонского монастырей. Он работал очень много на благо Церкви, строил русские школы, помогал арабским детям получать хорошее образование.

Его дочери во многом пошли по стопам отца, трудились в сфере образования и просвещения. Старшая дочь Ольга была ректором женского профессионального училища в Рамаллахе, участвовала в работе других школ. Правительство Иордании назначило ее инспектором школ Западного Побережья. После Шестидневной войны Ольга много помогала шведской школе Доброго Пастыря. Она также принадлежала к руководству Православного Палестинского Общества. За свои заслуги она удостоена многих высоких наград, в том числе от короля Иордании Хусейна и короля Швеции Карла XVI Густава. Вторая из сестер, Любовь, также получила хорошее образование, свободно владела английским и многими другими языками. Рано овдовев, возвратилась в отчий дом и приняла руководство Вифлеемской детской библиотекой. Младшая сестра София, вдова русского инженера, во всем поддерживала сестер.

В 2006 г. в возрасте 102 лет у себя дома скончалась Ольга, сохранившая ясный ум до последней минуты. Ее похоронили на Елеонской горе, в монастыре святой Марии Магдалины, — там же, где и верного драгомана Якова Халеби.

Продолжается изучение архивных документов, связанных с деятельностью РДМ и архимандрита Антонина, и наверняка откроется много новых страниц истории Русской Палестины, написанных и ее создателем, и его преданными сподвижниками.


Комментарии [0]