Статьи, проповеди  →  Схиигумения Фамарь
5 марта 2017 г.

Схиигумения Фамарь

Мне снился сон однажды чудный,

Сон необычной красоты

С дерев листвою изумрудной

И все цветы… цветы… цветы…

И было их так много, много

Роскошных пышных тех цветов.

Тонула словно в них дорога,

Красы их выразить нет слов! <…>

И верю я, —  в стране небесной,

В стране добра и красоты,

В стране поистине чудесной

Я вновь увижу те цветы…

Схиигумения Фамарь

 

Нам (небольшой группе пучковских прихожан) посчастливилось 27 января с. г. попасть в Серафимо-Знаменский скит (с. Битягово, в 30 километрах к юго-востоку от Москвы) на престольный праздник — св. равноапостольной Нины. Этот день всегда празднуется в скиту по-особому, приезжают православные братья-грузины со своим хором. А кто хоть раз слышал богослужение на грузинском, знает, что оно необыкновенное, возносящее душу ко Творцу. Но этот день был особенным еще и по другой причине: 22 декабря 2016 г. Священным Синодом Грузинской Православной Церкви была причислена к лику святых схиигумения Фамарь — основательница и первая настоятельница скита. 27 января после литургии был совершен ей первый в обители молебен.

После службы матушка Иннокентия, нынешняя настоятельница монастыря, пригласила всех на праздничную трапезу. Звучало много чудесных грузинских и русских песен. А в конце все вместе спели «Виноградную косточку» Булата Окуджавы. Очень хорошо сказал один батюшка о том, что матушка Фамарь соединила русских и грузин: она, грузинская княжна, основала скит в России. Теперь ее прославили в Грузии, а молиться ей мы будем и в России.

Схиигумения Фамарь (1869-1936), в миру — княжна Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой и знатной семьи, получила хорошее воспитание и образование, готовилась поступать в Московскую консерваторию, вращалась среди фрейлин императорского двора. Но лишившись отца, а затем и матери, юная девушка приняла решение поступить в монастырь св. Нины в Бодбе, вызвав поначалу отчаянное сопротивление родственников. В 1902 г. за молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, проницательный ум она была назначена игуменьей этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизалось около 300 сестер.

Значительное влияние на матушку в те годы оказал праведный Иоанн Кронштадтский, наставлениями и молитвенным общением развивший в ней ревность по Богу. Он же, более чем за 20 лет, предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях (св. Нины в Бодбе, Покровской общине сестер милосердия в Москве и Серафимо-Знаменском скиту).

Для нас особенно ценно, что выдающиеся современники матушки из ближайшего круга ее общения были впоследствии прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это митрополиты Владимир (Богоявленский) и Макарий (Невский), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим (Звездинский), схиигумен Герман, о. Алексий Мечев, иеросхимонахи Анатолий Оптинский и Алексий Зосимовский, схиархимандрит Гавриил Седмиезерский.

Главным покровителем и помощником в жизни матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». По молитвам к святому перед освященной на его мощах маленькой деревянной иконой она спаслась от смерти. От этой иконы в обители произошло много исцелений.

Когда матушка была игуменией в Бодбе, революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Несмотря на то что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер. Из-за явной опасности игумению по решению Синода перевели в Москву. Там м. Фамарь очень сблизилась с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Она попросила у м. Фамари чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело матушке было расставаться со святыней, но отказать она не могла. Эта икона висела в спальне у наследника престола, но что случилось с ней после 1917 г., неизвестно.

Не миновала матушку исповедническая чаша скорбей и испытаний — тюрьмы и ссылки. Но и из глухой деревни под Иркутском м. Фамарь подбадривала своих близких. «Я рада, — писала она, — что чаша мучений мне досталась тяжелее, чем моим чадам». У нее была удивительная сила молитвы. «Не бойся, я молюсь за тебя», — говорила она страждущим, и человек вскоре чувствовал облегчение. Вскоре после освобождения матушка мирно почила в кругу близких людей. Похоронена схигумения Фамарь в Москве недалеко от могилы св. прав. Алексия Мечева.

Очень советую всем почитать книгу о матушке: «Детки мои любимые… Схиигумения Фамарь. Письма. Стихи. Воспоминания». Память схиигумении Фамари — 23 июня (н. ст.). А ближайший престольный праздник в скиту — местночтимой иконы Божией Матери «Покрывающая» (келейной иконы матушки) — 19 марта.

Калиничева Галина

 


Комментарии [0]