Статьи, проповеди  →  Архиепископ Марк (Арндт). Богословие новомученичества
5 марта 2017 г.

Архиепископ Марк (Арндт). Богословие новомученичества

В рубрике: 1917-2017 гг.- уроки столетия

 

(приводится в сокращении)

2/15 марта 2017 г. исполняется 100 лет явления Державной иконы Божией Матери. Обретение иконы произошло в тот самый день, когда Император Николай II подписал манифест об отречении от престола за себя и за своего сына Цесаревича Алексея. Единовременность этих двух событий означала, что Матерь Божия вновь, как и много раз на Руси, явила Свой Державный Покров над Россией, Сама взяла на Себя управление нашей страной, укрепила и благословила на защиту православной веры новомучеников и исповедников Церкви Русской. О подвиге новомучеников размышляет архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), первый заместитель Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.



Владыко Марк, почему именно Русская Православная Церковь Заграницей выступила инициатором прославления новомучеников и исповедников Церкви Русской? Как принималось это решение?

Русская Православная Церковь Заграницей всегда ощущала себя неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви. Мы стремились к согласованности действий, и поэтому наша Церковь долгое время не приступала к прославлению . Хотя церковный народ требовал этого уже с 1930-х гг. Первым событием этой чреды прославлений стала канонизация святого Иоанна Кронштадтского. Прославление новомучеников и исповедников состоялось в Зарубежной Церкви в 1981 г., на 19 лет упредив канонизацию их Московским Патриархатом.

Почему вы все-таки пошли на это опережение?

Потому что мы были более свободными. В России Церковь была пленена и не могла прославить новомучеников и исповедников. А мы были обязаны это сделать.

Решение принималось при очень серьезных спорах как внутри церковного народа, так и в пастырской, архипастырской среде. Особенно жесткие дискуссии велись о царской семье. Один из архиереев того времени писал, что всегда будут уклоняющиеся, сомневающиеся, отвергающие, тем более что наших святых ненавидят тайные злые силы, действующие в мире

Чем руководствовались вы при прославлении новомучеников?

У Русской Зарубежной Церкви вообще не было никакого доступа к архивам, из-за которых сейчас в России ломается столько копий. Это, на мой взгляд, несколько походит на римо-католический принцип «адвокатуры дьявола» — выставление принципиальных условий наличия или отсутствия подписи истязаемых под следственными протоколами. Само право судить страдальцев грешно. Определяющим должен быть голос народа, а не советская документация. Это вообще очень спорный вопрос, могут ли документы быть определяющими при прославлении святых, тем более новомучеников. История Церкви не знает таких примеров. У нас и вовсе не было каких-либо официальных документальных сведений, протоколов. Многое из того, что было известно, извлекалось из статей советской антирелигиозной прессы 1920-1930-х гг. в качестве косвенных данных.

Вы не боялись ошибок при составлении списков новомучеников?

Мы должны смотреть на конец, а не начало или середину пути человека. Нам важнее молитвенное заступничество тех, кто страдал за Христа, чем какие-то наши ошибки. Этим мы и руководствовались.

А какие ошибки можно расценивать как предательство памяти новомучеников?

Сам факт того, что в России улицы, площади, станции метрополитенов, целые города носят имена мучителей и убийц — предательство. Это все надо вычистить. Без такого очистительного процесса обществу не исцелиться от этой исторической шизофрении.

Для тех, кто оказался вне родных пределов, в чем заключается духовный смысл самого подвига новомучеников и исповедников и его прославления?

Упоминаемое послание Архиерейского Собора завершалось словами уверенности в том, что положенное начало прославления новых святых Церкви Русской станет источником духовного обновления и в сердцах вновь воссияют заветы Святой Руси как оплота могущественной духовной силы. Именно новомученики, несмотря на огосударствление Церкви в ХIХ в., смогли противостоять безбожной власти века XX-го, прилагавшей все усилия для раскола общества и церковного народа. Оттого и в истории Церкви ХХ-ХХI вв. именно новомученики и исповедники Церкви Русской стали теми, чье прославление Русской Зарубежной Церковью, а спустя 19 лет и Московским Патриархатом, сначала сблизило, а потом и объединило нас.

Сегодня в российском обществе ощущается оскудение героизма. Как это может быть связано с почитанием или непочитанием новомучеников?

Важно понимать, от кого ты ведешь отсчет своей исторической перспективы. Почитание новомучеников исповедников в современной России недостаточно усваивается, продвигается. Государство в России во многом считает себя преемником советского государства и охраняет его преступные секреты. Современное российское общество точно не готово осмыслить свое прошлое. Как будто просто нет желания подумать над тем, что же все-таки произошло? Почему? Как это все вообще могло случиться? Как в будущем этого можно избежать? Если мы не умеем извлекать уроки из прошлого, мы не знаем, как отстраивать будущее.

Дух героизма как двигатель истории, может, однако, завести общество в ловушку тоталитаризма. Как поднять героический дух и при этом избавить общество от этой боязни тотальной власти над личностью?

В Германии это пережили и освободились от этого комплекса посредством того, что постарались честно и беспощадно осмыслить то, что унаследовали в качестве истории. Мы не могли сделать вид, как будто никакого этого ужаса не было. А для России сейчас это до сих пор один из самых страшных соблазнов. Люди продолжают делать вид, как будто ничего особенного в России в XX столетии не происходило. Это чудовищная ошибка. Многие среди молодежи уже даже не знают, что были какие-то «уполномоченные», что это были за функционеры, почему власти предали мучению и расстрелу миллионы русских людей.

Несколько лет назад я был на родине святого Александра Шмореля в Оренбурге. Там в университете была организована встреча со студентами. Я сказал, что Гитлер и Сталин — исторические фигуры одного толка. И почувствовал, что это не принимается ни преподавателями, ни студентами. В обществе вообще нет согласия по поводу того, что является злом. Это осознание не может сформироваться само собой — необходимо внедрять доскональное изучение советского периода в школьную программу, чтобы уже с детского возраста закладывалось понимание того, что это было злом и подлежит осуждению. У нас в Германии нет ни одной улицы имени Гитлера или его споспешников. А здесь — сколько этих пространств, запятнанных памятью мучителей?

Владыко Марк, в чем заключается богословие новомученичества?

Мы видим жертву, которая принесена была Богу за очищение народа — народа Божия. Боль, которая нас сейчас охватывает, — оттого что это семя как-то не раскрывается. Мне кажется, что современное общество своей холодностью, ленью, неудобренностью и невспаханностью своих душ не дает этому семени прорасти. Мученики — это соль земли. Не почитая их, человек теряет самое драгоценное в своей жизни на земле.

Источник: журнал «Покров»,
беседовала Ольга Орлова, 8 августа 2016 г.


Комментарии [0]