Статьи, проповеди  →  Прот. Алексий Уминский. Ребенок в семье и Церкви
8 декабря 2016 г.

Прот. Алексий Уминский. Ребенок в семье и Церкви

Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере В 2016 году издательский дом «Никея» выпустил книгу протоиерея Алексия Уминского «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере» (изд. дом «Никея»). Отец Алексий раскрывает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как детям исповедоваться и поститься, каково их место в приходе, что такое детская духовная жизнь и многие другие.

 

Чем меньше кодексов, тем лучше

 

Родители должны помнить, что духовная жизнь – это не свод жестких и незыблемых правил, которые дети должны беспрекословно выполнять, и не комплекс аскетических упражнений, накачивающих «духовные мышцы». До тех пор, пока родители сами по-настоящему не ощутят сладость жизни духовной, они будут стремиться передать детям лишь представление о ее обертке. Тогда не стоит удивляться тому, что поначалу ребенок будет воспринимать утренние молитвы и воскресные походы в храм только как занятную ролевую игру, а потом эта игра ему надоест.

Для ребенка гораздо важнее вещи содержательные: например, он должен понимать, что такое молитва, понимать смысл богослужений и церковных таинств, осознавать, что такое связь человека с Богом. Наши объяснения этих непростых вещей должны быть доступны ребенку и соответствовать детскому восприятию мира. Если ребенок идет к Причастию, он должен понимать, Кого принимает в себя, какое великое таинство совершается в его присутствии и при его участии.

Все это призваны объяснить ребенку именно родители, а значит, они сами должны знать это и уметь поделиться своим знанием с малышом, исходя из своего опыта и возможностей его восприятия. Мы же не цитируем Уголовный кодекс, объясняя ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Мы говорим с ним о добре и зле своими словами. То же самое правило применимо и к духовной жизни. Чем меньше кодексов и чем больше живых слов — тем лучше.

 

Ребенок — заложник родительского тщеславия

 

Знак сего времени — успешность, настроенность на успех. Для православных родителей одна из составляющих успеха — церковная жизнь. Многие современные родители сами не воспитывались в православии <…> Может оказаться, что такие родители ждут от своих детей хорошо разыгранного спектакля. Ребенок должен правильно вести себя в храме, должен молиться, поститься, не грешить и от сердца каяться. А взрослые будут смотреть на него и переполняться умилением: «Ах, что за дитя — ангел!» <...> Так главным родительским чувством становится тщеславие. И когда ребенок начинает делать что-то не так и не то, что запланировано родителями, их это возмущает. Как же так! Они дали ребенку установку, а он ее не выполняет! Эти установки могут полностью свести на нет родительскую любовь.

<...> Родители пытаются совместить стремление к успешности с церковной жизнью. Сначала они ищут православную няню. Потом православную школу, предполагая, что можно преподать православие как один из предметов. <...> И они считают почему-то, что православная школа должна восполнить то, чего им не хватает в их семейной жизни, то, чему они сами не могут научить. А вера не может быть передана по-другому, как только от родителей к своему чаду. Вере нельзя научить в православной гимназии.

<…> Выясняют, есть ли у школы аккредитация, в какие вузы поступают выпускники, есть ли среди учеников дети знаменитых людей или знаменитых священников. <...> Но как часто бывает, вся эта модная оболочка жизни — только лишь некий эквивалент любви, компенсация родителей ребенку за то, что они с ним не проводят время. И ребенок на самом деле не хвастун и не задира, просто он оказался заложником родительского тщеславия. И еще ему очень хочется доказать другим детям, что родители его любят.

 

Хождение по церковному кругу или следование за Христом?

 

<...> Нередко дети верующих родителей, учившиеся и в воскресной школе, и в православной гимназии, со временем перестают ходить в церковь, испытывают охлаждение в вере. <...> И никто не объяснит подростку его состояние, поскольку он сам ни о чем никого не спрашивает. В храме он тоже не находит ответы на свои вопросы <…> Да, там красиво, но суть и смысл происходящего остаются по-прежнему непонятны, причем непонятны они не только подростку, но и очень многим взрослым людям, и прежде всего его собственным родителям. В их интерпретации церковь до сих пор предстает этаким сказочным домиком, в который приходят за «вкусненьким». Иногда во время Евхаристии можно услышать, как мамы сюсюскают: «Сейчас тебе батюшка даст сладенького, сейчас он тебя медком угостит!» Так мы сами превращаем церковную жизнь в подобие какой-то слащавой сказки. Вместо этих фальшивых и по сути кощунственных посулов ребенку с младенчества следует объяснять: он сейчас будет причащаться истинных Тела и Крови Христовых!

Сущность веры для многих – это хождение по церковному кругу. Да, у нас разработан прекрасных круг богослужения от Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Привычно и комфортно следовать календарю, ни о чем не задумываясь. Но церковный годовой круг – это далеко не самое главное в Церкви. Главное – это следование за Христом. И когда это главное отступает на задний план, начинаются серьезные духовные проблемы.

Ходить по кругу молодому человеку совсем не хочется. Это взрослым замкнутый круг дает иллюзию стабильности. А подростку нужно главное — ему нужна суть, которой он не видит. Не видит хождения за Христом, не слышит Его голоса, не ощущает Господа в своей жизни. <...>

Христа надо постоянно искать в жизни. Тогда найдешь. А если не будешь искать Христа — будешь все время проходить мимо Него.

 

Трафареты благочестия

 

Но бывает, что родители, изобретая способы, как быть успешным не во внешнем, а в духовном, начинают своего ребенка встраивать в некое клише, некий трафарет. Берут, например, житие святого, какого-нибудь преподобного, где написано, что в детстве святой в игры не играл, детей сторонился, в тишине на коленях молился, конфеты не ел, а, наоборот, строго постился. И начинают морить детей строгими постами, нагружать их молитвенными правилами, водить на длинные службы, запрещать играть с детьми не из православных семей, строго ограничивать дружбу. <…>

Всем известны ценности, которыми должны руководствоваться родители при религиозном воспитании детей, — они точно такие же, как и при любом другом воспитании. Это — любовь, свобода, взаимопонимание. Религию, как и любую другую систему, можно направить и на зло — неслучайно существуют многочисленные секты, в которых религиозные компоненты используются для манипуляции личностью, для подавления свободной воли человека. <…>

Если родители упустили в воспитании что-то существенное и между ними и детьми уже возникло взаимное непонимание и отчуждение, в первую очередь я бы посоветовал взрослым запастить терпением. Даже если, как им кажется, ребенок уже совершенно не слушает, его все равно не нужно оставлять своей заботой, вниманием и молитвами. Родители должны понять, что происходит с ребенком, тогда придет и понимание того, что делать дальше.

Нужно оставаться реалистом и видеть своего ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким нам хотелось бы его видеть, — и не ужасаться увиденному. Надо остановиться и подумать: кого же я люблю на самом деле — ребенка или свое представление о нем? Когда понимание придет, наше раздражение постепенно сойдет на нет, уступив место теплой родительской молитве.


Комментарии [0]