Статьи, проповеди  →  Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
21 марта 2016 г.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

John_Cassian.jpeg «Все написанное было им передумано, перечувствовано, усвоено, пройдено самим делом и вылилось из его светлого ума и чистого сердца» (Патриарх Фотий)

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (память 29 февраля/13 марта) родился (350-360 гг.) от знатных родителей в Марселе. Получил хорошее научное образование, в молодом возрасте отправился в Палестину, поступил в Вифлеемскую обитель и стал монахом. Около 390 года решил посетить египетские монастыри, которые славились строгим подвижничеством и множеством старцев. Много лет проводя в общине с египетскими подвижниками в монастырях, преуспевал в подвигах иночества.

Затем, в 400 году, отправился в Константинополь, чтобы поучиться у св. Иоанна Златоуста, который посвятил его в диаконы. Когда начались гонения на Златоуста в 405 году, друзья святого послали миссию в Рим к Папе просить защиты для невинного страдальца. В эту миссию вошел и Иоанн Кассиан. Это посольство не увенчалось успехом, а Кассиан возвратился в Марсель. Здесь он был посвящен в священники и устроил два монастыря — мужской и женский. Святость жизни основателя и благоустройство монастырей в духе палестинских и египетских обителей скоро обратило на себя внимание многих иерархов. По их просьбе Кассиан написал им о правилах и высоком учении египетских старцев для руководства монахов. Известны 12 книг Кассиана. Святой Венедикт в своих правилах предлагает монахам своего монастыря каждый вечер прочитывать писания прп. Кассиана как назидательные, полезные для желающих достигать высшего нравственного совершенства.

 

Собеседования Египетских подвижников

5-е собеседование Аввы Серапиона «О восьми главных страстях», глава 6. «Об образе искушения Господа от диавола»

Спаситель, имея нетленный образ Божий и подобие, должен был также искуситься в тех страстях, в которых Адам был искушен, когда был еще в невинном состоянии, т. е. в чревоугодии, тщеславии, гордости. Ибо это — чревоугодие, по которому он съел плод запрещенного дерева; это — тщеславие, когда говорится: откроются очи ваши; это — гордость, о которой говорится: вы будете, как боги, зная добро и зло (Быт. 3, 5). Итак в этих трех страстях и Господь Спаситель был искушаем, как читаем. Это — чревоугодие, когда диавол говорил Ему: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами; это — тщеславие: если Ты Сын Божий, то бросься вниз; это — гордость, когда, показывая Ему все царства мира и славу их, говорил: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне (см. Мф. 4). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя. И тот и другой называются Адамом. Тот первый послужил к падению и смерти; а Этот рождается от Девы Марии (см. 1 Кор. 15). Итак, Иисусу Христу надлежало перенести сказанные искушения, а больше не было надобности переносить. Ибо победивший чревоугодие не мог быть искушаем от похоти, которая происходит от пресыщения, как корня, которою и первый Адам не был искушаем, обольщенный лестию, если бы, обольщенный лестию диавола, не принял прежде породившую ее страсть. И посему о Сыне Божием не просто говорится, что пришел в плоти греха, но — в подобии плоти греха (Рим. 8, 3); потому что в Нем хотя была плоть истинная, именно Он ел, пил, спал, истинно потерпел пронзение гвоздей (на Кресте), но греховной наклонности ее, которая произвела преступление, Он не имел. <…>

 

Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей.
Книга восьмая «О духе гнева»

Глава 1

<…> Если он гнездится в наших сердцах и ослепляет око ума вредным мраком, то мы не можем приобрести ни правильной рассудительности, ни ясности благочестного созерцания, ни зрелости совета, быть участниками истинной жизни, твердыми в правде; не можем быть способными к удержанию духовного истинного света, ибо сказано: смятеся от ярости око мое (Пс. 6, 8); не можем быть участниками мудрости, хотя бы мнением всех мы признаваемы были мудрыми, ибо сказано: ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7, 10); даже не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя и в мнении людей и кажемся благоразумными; ибо гнев губит и разумных (Притч. 5, 1); не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех и считались совершенными и святыми: ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20) <…>

 

Глава 12. «Гнев и на короткое время не позволительно иметь»

Бог не хочет, чтобы мы удерживали гнев даже и на короткое время, потому что Он не дозволяет приносить и духовные жертвы наших молитв, если мы сознаем, что кто-нибудь имеет хоть какую-нибудь скорбь на нас, говоря: если принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем и поди прежде примирись с братом твоим, и тогда пойди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Следовательно, как же мы дозволим себе, не говорю на многие дни, но даже до заката солнца удерживать скорбь на брата, тогда как нам не дозволяется приносить наши молитвы Богу, если кто-нибудь имеет скорбь на нас? <…>

 

Глава 19. «О подавлении гнева по евангельскому учению»

Итак, если хотим получить ту высшую божественную награду, о которой говорится: блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога (Мф. 5, 8); то не только в наших действиях надобно подавлять гнев, но с корнем должен быть низвергнут он и из сокровенности души. Ибо немного пользы будет сдерживать пыл гнева на словах, не обнаруживать в деле, если Бог, пред Которым не скрыты тайны сердечные, увидит его в сокровенности нашего сердца. <…> Ибо всякий , гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22); и всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3, 15), именно потому, что сердцем желает убить его <…>.

 

Глава 21. «Средства к искоренению гнева из сердца»

Посему подвижнику Христову, законно подвизающемуся, надобно с корнем истреблять гнев. Совершенное уврачевание этой болезни состоит в том, чтобы во-первых быть уверенным, что нам никак нельзя сердиться ни по справедливым, ни по несправедливым причинам, зная, что мы тотчас лишимся света рассудительности, твердости правильного совета, даже самой честности и направления правды, если начальный свет нашего сердца будет помрачен тьмою гнева. Потом, чистота нашего духа тотчас будет возмущена, и он вовсе не может быть храмом Св. Духа, когда дух гнева овладеет нами. Наконец, мы должны размышлять, что нам разгневанным никак нельзя будет молиться, изливать моления Богу. И особенно имея в виду непрочное состояние человеческого положения (т. е. неизвестность смерти), мы должны думать, что в каждый день можем переселиться из тела, и нам не доставят никакой пользы ни воздержание целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрение богатства, ни труды поста и бдения, когда нам Судия вселенной угрожает вечным наказанием за один гнев и ненависть.

 


Комментарии [0]