Статьи, проповеди  →  Возрождение традиций От Пасхи до Троицы
8 июня 2013 г.

Возрождение традиций От Пасхи до Троицы

«Егорий Свят коров пасет, Никола Свят засевает яры...»

«Из духа семьи и рода, из духовно-осмысленного приятия своих родителей и предков  — родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безответственную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова Родины».

Иван Ильин

В этом году Пасха поздняя, за Пасхой сразу идет Егорьев день (6 мая), и в деревнях выпускают скот из хлева. Животные бегают по молодой травушке, резвятся, как малые дети — и ничего не слышат. Поэтому пастухи всегда были в почете: от их умения и радения зависела сохранность стада, а следовательно, и благополучие хозяев.

Вот отсюда и детская потешка:

Ту-ру-ру, ту-ру-ру,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла —
Пастушку отдала.
Ты мой милый пастушок,
Ты ступай-ка на лужок,
Там коровка лежит,
На теляток глядит.
А домой не идет,
Молока не несет.
Надо кашку варить,
Надо деток кормить.

После Пасхи, которая в русской традиции всегда была символом обновления и возрождения жизни, начинались массовые молодежные гуляния — с катанием яиц, качанием на качелях-релях, с играми, песнями и хороводами.

Пелись «волочебные» песни — «волочилися волочебнички»*... Волочебники с песнями обходили дворы: «Пойдем, братцы, вдоль улицы...» И припев: «Христос Воскрес, Сын Божия!» Выслушав песни, хозяева одаривали волочебников (лалынщиков) всякой снедью: яйцами, салом, куличами.

12 мая — «Красная горка». Почему «красная»? Потому что самые сухие и зеленые местечки для гулянья находились на горках. Молодежь наряжалась (в красивое, предпочтительно в красное) и собиралась на веселье — вот горки и делались «красными».

Если на Масленицу договаривались, то на Красную горку — выдавали замуж. В традиционных песнях вместе с посевной: «А мы просо сеяли...» — идентичная песня: «Бояре, а мы к вам пришли...» То есть начинается сев, и параллельно — появляется новая семья.

После «Николы» (22 мая) начиналась посевная. Часть зерна специально освящали. И пели всякие обрядовые песни, чтобы сев благополучно завершился, и чтобы был хороший урожай: «Зерно с ведро, а колос — с бревно». В народе считалось, что сеять рожь — «бабье дело», овес — «мужиково», лен — «девичье». Лен сеяли на «Алену» (3 июня).

На праздник Вознесения выпекали особое печенье — «лесенки» (продолговатые хлебцы с выдавленными в тесте «ступеньками») — по образу лесенки, ведущей ко Христу на Небо.

Считалось, что до Вознесения должны быть закончены все посевные работы.

А уже после Вознесения — Семик и Троица (Семик — семь недель после Пасхи). Они считались девичьими праздниками, знаменующими переход от весны, молодости, к зрелости, к лету. Старшие девушки посвящали в свои тайны и обряды юных «отроковиц»: плели венки, «завивали» березку, жарили яичницу.

 


*Волочебник — певчий, песенник; лалынщик, поющий с прочими под окнами, ночью на понедельник Светлого Воскресенья лалын, волочебные песни, стихи; ватага волочебников ходит с гудком и волынкою. («Толковый словарь В. Даля»)


Комментарии [0]