Статьи, проповеди  →  Старец Паисий Святогорец
8 марта 2014 г.

Старец Паисий Святогорец

Паи́сий Святого́рец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης; мирское имя Арсений Езнепидис, греч. Αρσένιος Εζνεπίδης; 25 июля 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Греция) — блаженный старец схимонах, один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Старца Паисия Святогорца широко почитают в России, а его канонизация считается вопросом времени.

Биография

Паисий родился в турецкой Каппадокии, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией в 1924 году. Имя Арсений (Арсениос, греч. Αρσένιος) он получил от святого Арсения Каппадокийского, который его крестил и предсказал монашеское будущее. В сентябре 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница (греч. Κόνιτσα) в Эпире, в 66 км от Янины. Арсений здесь вырос и после окончания школы получил профессию плотника.

В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. В то время в Греции шла гражданская война. После окончания войны он хотел начать монашескую жизнь, но ему было необходимо сначала помочь своим сестрам. В 1950 году он пошел на гору Афон: стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, там стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов, Старец поселился в обители Рождества Богородицы в Стомио, оттуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон, в Иверский скит. В 1966 году он тяжело заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года Старец поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Паисий поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти.

Жизнь Старца, принимавшего визиты духовных детей и паломников, известна достаточно подробно. Одним из наиболее ярких проявлений монашеских добродетелей Паисия Святогорца было его крайнее нестяжание.

Старец Паисий скончался 12 июля 1994 года неподалеку от Салоник, в Свято-Иоанно-Богословском монастыре, расположенном близ Суроти, и был похоронен за алтарем монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.

 

Скрытая гордость

- Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?

- Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.

- А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

- Внешняя гордость заметна и потому легко поддается врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддается исцелению. Она прячется глубоко, окружающие ее не видят, и только опытный человек способен распознать ее. Скрытой гордостью страдают в основном люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья…

- А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует ее?

- Если наблюдает за собой, то чувствует.

- Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.

- Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.

- Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от нее?

- Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты ее скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать ее от себя. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гордость, чтобы от нее избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даешь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

Эгоизм — непослушный сын гордости

- Гордость и эгоизм — это разные страсти?

- Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях. Сатанинская степень гордости называется гордыня.

Эгоизм — непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своем. Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов, ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм — великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, все равно стоит на своем! Например, Арий. Мать говорила ему: «Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты не понимаешь?» «Знаю, — отвечал он, — но не могу подчиниться их мнению». Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.

- Неужели ему было все равно, что он стольких людей увлек в свою ересь?

- Это его не интересовало. «Если я признаю ошибку, — говорил он, — то потеряю уважение своих сторонников». И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей правоте. Страшная вещь — эгоизм!

- Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?

- У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по очереди, все знают, кто за кем идет. Если у какой-нибудь сестры эгоизм и другая сестра обгонит ее, то та так надуется, что не пойдет прикладываться. «Если она меня обогнала, — скажет, — я вообще не пойду прикладываться». А если у нее гордость, то она тоже обидится, но не покажет вида, а то еще и другим, якобы из вежливости, уступит место: «Проходите! И ты проходи, и ты!»

- Геронда, что мне делать, когда ущемляют мое достоинство?

- Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрет, то душа воскреснет.

- А как умирает эгоизм?

- Надо похоронить свое «я», пусть гниет и превращается в удобрение, чтобы на нем выросли смирение и любовь.

Высокое о себе мнение

- Геронда, почему я легко впадаю в гордость?

- Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение. Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.

- Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.

- Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернет у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек — безумец. Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!

Самоуверенность

- Геронда, что значит «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126:1)?

- Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия вся… претерпети обещаваеши ли ся?» — он отвечает: «Ей, Богу поспешествующу». Не говорит: «Да, я сам все вытерплю». Если человек не поставляет впереди во всем Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то-то», тогда он хоть лоб себе расшибет, все равно ничего не сделает.

- Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своем мнении, но я этого не замечаю.

- Знаешь, в чем тут дело? Когда у тебя есть определенное мнение, ты не рассуждаешь: «Мне пришел помысел, и я не знаю, правильный он или нет», но считаешь, что твое мнение всегда верное, и потому стоишь на своем. Ты, как та хозяйка, которую муж попросил приготовить осьминога, а у осьминога не хватало одного щупальца. «Ну что, готово? Сварился осьминог?» — спрашивает муж. «Какой осьминог? Семиног!» — отвечает жена. «Не семиног, а осьминог!» — «Не осьминог, а семиног!» В конце концов, муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил ее в колодец. Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать: «Семь, семь, семь»! Так что, говори, что думаешь, но не настаивай на своем мнении.

- Но я часто замечаю, что мое мнение правильнее, чем мнение сестер, с которыми я вместе работаю.

- Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.

- А как мне избавиться от самоуверенности?

- Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймешь, что-то хорошее, что ты делаешь, — от Бога, а глупости — твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности.

Старец Паисий Святогорец.
«Страсти и добродетели. Слова. Том V»


Комментарии [0]