Статьи, проповеди  →  Коломенские святые
4 января 2014 г.

Коломенские святые

8 декабря в КДЦ на Спортивной, 11 состоялся очередной вечер литературных студий «Муза» и «Сказка», под руководством Ирины Болдаевой.

Вечер был посвящен коломенским святым, коломенским святыням и самой Коломне — красивому и древнему русскому городу (по последним раскопкам основание города относят к 1140—1160 гг.).

Св. Григорий Голутвинский.jpg Святой преподобный Григорий Голутвинский

(Источник: Житие прп. Сергия Радонежского,
написанное в 1-й четв. XV в. Епифанием Премудрым)

Преподобный Григорий, игумен Голутвинский, был учеником прп. Сергия Радонежского. Житие его сокровенно от нас, и лишь несколько скупых строк посвящает ему первый составитель Сергиева жития — прп. Епифаний Премудрый.

<…> Св. Епифаний пишет, что св. Благоверный князь Димитрий Донской, во исполнение своего обета, данного Богу перед Куликовской битвой, основать обитель в память о помощи Божией, явленной русскому воинству в сражении с татарами, сам просил прп. Сергия прийти и благословить место для монастыря в честь святого Богоявления в Голутвине под Коломной, вотчине Великого князя, и построить там церковь. Преподобный послушался Великого князя ради его веры и любви и, поскольку старец имел обыкновение везде ходить пешком, отправился пешим в Коломну. Благословил место, облюбованное князем, и воздвиг на нем церковь в честь Богоявления Господня.

<…> Обитель была основана на высоком берегу реки Москвы при впадении ее в Оку — месте не только очень красивом, но и стратегически важном. Рядом находился брод через Оку, по которому в Московское княжество проходили не только торговые караваны с Востока и юга, но и совершали набеги кочевники. Поэтому монастырь, основанный на самой границе московской земли, был ее порубежным форпостом, защитником от постоянной угрозы из степи. Но место, на котором возникла обитель, называлось Голутвиным неспроста. В глухом лесном урочище, раскинувшемся по берегам рек, селились разбойники и бродяги — «голутва», промышлявшие грабежом торговых караванов. Именно из-за них и закрепилось такое название за этим местом.

Прп. Григорий, получивший благословение на игуменство от своего старца и учителя вместе с игуменским посохом из черного дуба, который тот вручил ему, оказался как агнец посреди волков в разбойничьем логове. Но велика была его вера в помощь и заступление Божие и в силу святых молитв аввы Сергия. Не убоявшись, остался он подвизаться на месте сем. Вскоре в монастыре собралась многочисленная братия и по примеру Троицкой обители устроилось общежительство. <…> Как величайшие святыни хранила братия аналойный крест — вклад прп. Сергия — его ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение первому ее игумену.

В 1394 году прп. Григорий, подвигом добрым подвизавшись, совершил течение своей многотрудной жизни и, окруженный любовью и почитанием взращенной им братии, мирно отошел ко Господу, назначающему каждому человеку сроки жития. Погребен он был под алтарем Богоявленского храма, заложенного и построенного руками его великого учителя — прп. Сергия — и его самого.

Св.Феодосий.jpg Священноисповедник Феодосий (Ганицкий),
епископ Коломенский и Бронницкий.

(День памяти в день кончины — 3 мая)

Епископ Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий) родился 30 июля 1860 г. в семье священника Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Фёдорович был назначен в 1882 г. преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.

17 апреля 1899 г. он был пострижен в монашество, 19 апреля монах Феодосий был рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха. Во время Русско-Японской войны он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви. 10 ноября 1905 г. возвратился в Москву, где был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий.

В 1909 г. игумен Феодосий стал настоятелем московского Златоустовского монастыря. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 г., когда по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Тогда Святейший Патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание — служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 г. архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. Почти сразу после прибытия в Коломну сотрудники ЧК установили за ним наблюдение: присутствовали на всех его богослужениях в различных храмах города, а также участвовали в общегородских крестных ходах, слушая и записывая, что говорит народ.

Один из сугубо коломенских крестных ходов был установлен в середине ХIХ века в память об избавлении города от эпидемии холеры. Крестный ход шел из Богоявленского Старо-Голутвина монастыря по городу в предшествующий Пятидесятнице четверг, называвшийся в народе «семиком», когда многие православные, следуя преданиям и обычаям языческих времен, предавались неразумному веселью и пьянству. Митрополит Филарет (Дроздов) составил правила для этого крестного хода. Первый Крестный ход состоялся в 1849 году. В день проведения крестного хода люди не пили спиртного, постились, прекращалась торговля и закрывались кабаки.

Крестный ход с участием епископа Феодосия состоялся 16 июня 1921 года. 27 июня 1921 года сотрудники ЧК в присутствии диаконов изъяли из Петропавловского храма листки, по которым читалось о упокоении «наследника цесаревича, великого князя Николая Александровича, митрополита Филарета, схимонаха Иоанникия, Мартина, Иоанна и всех от губительной болезни скончавшихся, зде лежащих и повсюду православных христиан». В тот же день владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации, и он был заключен в Коломенскую тюрьму.

1 августа сотрудники Московской ЧК постановили: считать преступление доказанным и направить дело в Революционный трибунал, но вскоре дело было возвращено для проверки, а потом прекращено, и владыка вернулся к служению в Коломну.

Весной 1923 г. епископ Феодосий был обвинен в распространении воззвания Патриарха Тихона и противодействии к сдаче церковных ценностей, снова заключен в тюрьму, но в 1924 г. освобожден по амнистии.

Будучи сам ревностным монахом и молитвенником, владыка употребил много усилий, чтобы восстановить монашескую жизнь в коломенских монастырях.

После 1927 года все более стала разгораться смута, вызванная декларацией заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), а также некоторой настойчивостью его в вопросе поминания светских властей, что вызывало большие разномыслия среди православных. Епископ Феодосий везде, где ему приходилось служить, поминал только Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не поминал советской власти.

25 ноября 1929 г. владыка был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с ним было арестовано восемнадцать человек — большей частью монахов Старо-Голутвина монастыря, близких к епископу, единомысленных с ним священников, а также близких к нему мирян.

3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 г. Коллегия ОГПУ постановила освободить владыку, разрешив ему свободное проживание. Епископу Феодосию было тогда семьдесят три года, он возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района, неподалеку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 г.

На погребение владыки съехалось множество духовенства и верующих. Епископ Феодосий был погребен за алтарем Казанского храма, который после ареста последнего настоятеля, священника Сергия Любомудрова, был закрыт, но почитание памяти владыки не прекратилось: верующие бережно сохраняли и благоукрашали могилу святителя даже во времена самых лютых гонений.

Мощи священноисповедника Феодосия были обретены 16 мая 2006 г. и перенесены в Сергиевскую церковь Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря города Коломны.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 г. епископ Феодосий был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник.

Преподобномученик Никон (Беляев) Преподобномученик Никон (Беляев)

(Память — 10 декабря).

Преподобномученик Никон родился в 1886 г. в селе Савельево Московской губернии в семье священника Николая Беляева, и в крещении был назван Георгием. В 1902 г. он окончил Коломенское духовное училище, в 1908 г. — Московскую духовную семинарию, и был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда. При школе был интернат, где дети жили во время обучения, и Георгий со временем стал для них не только учителем, передающим знания, но и мудрым воспитателем, и любящим отцом. Георгий организовал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. Желая получить для кружка как можно больше полезных книг и брошюр, он обратился к архиепископу Никону (Рождественскому), занимавшемуся в то время миссионерской и издательской деятельностью, с которым находился в давних дружеских отношениях. Выслав книги и брошюры, владыка в феврале 1917 г. писал Георгию: «Радуюсь, что открывается ваш кружок миссионерский. Помоги вам Бог. Если бы мое здоровье позволяло, сам бы поехал на его открытие. Приветствую его от души. Пишите: какие будут нужны пособия и листки. Нельзя дольше дремать. Волки бродят кругом... И пастыри, и подпаски — все должны стоять на стороже».

В марте 1918 г. Георгий был рукоположен во священника. В это время тяжело заболел его отец, служивший в Троицкой церкви в селе Протопопово Коломенского уезда, и туда священником был назначен отец Георгий.

Став священником, он первым делом решил не брать вознаграждений за требы, но пользоваться лишь тем, что прихожане подадут сами, по своей милости и вразумлению Божию. Но в приходе кроме священника были псаломщик и сторож, и в августе 1919 г. по его инициативе был устроен сбор продуктов на их содержание. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, явились представители власти, все было реквизировано, а отец Георгий арестован и отправлен в Коломенскую тюрьму. Через три дня ему объявили, что он осужден на две недели принудительных работ.

Вернувшись в село, отец Георгий еще ревностней приступил к исполнению священнических обязанностей. Он неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию — сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя, и подарил каждому из детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь.

В 1921 г., перед праздником Рождества Христова, были собраны продукты на содержание Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Волостной исполком, узнав об этом, запросил священника, на каком основании и для каких целей он собирал продукты. На это отец Георгий ответил, что волостной исполком не имеет права требовать в этом отчета и даже проявлять интерес, так как такой поступок исполкома есть вмешательство во внутренние дела Церкви. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но отец Георгий отказался это делать.

4 ноября 1921 г. в доме священника произвели обыск, отец Георгий был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и приговорен к ссылке в Архангельскую губернию.

В 1925 г. отец Георгий вернулся на родину, и епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) ради укрепления духовной жизни в Старо-Голутвином монастыре предложил ему принять постриг и возглавить монашеское братство, на что отец Георгий дал свое согласие. В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг его в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником монастыря.

В 1929 г. началось очередное гонение на Русскую Православную Церковь, и Старо-Голутвин монастырь был закрыт. 14 мая 1929 г. ОГПУ арестовало архимандрита Никона, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей (в частности, по поводу переделанного им знаменитого лозунга «Религия — это опиум для народа» в выражение «Религия — это свет для народа»). В ожидаемый день в Старо-Голутвин монастырь явились представители органов ОГПУ. Все монастырские строения были отобраны. Была произведена опись имущества. Святыни и ценности монастыря были изъяты. Безвозвратно исчезли соборная икона Богоявления в серебряном окладе, подаренная благоверным князем Димитрием Донским, чудотворная храмовая икона прп. Сергия — подарок свт. Филарета, посох и наперсный крест прп. Сергия, его ризы, все имеющиеся на тот момент 123 книги ценнейшей монастырской библиотеки. С колокольни был сброшен чудесно явившийся колокол и разбился от удара об землю (уцелевший язык этого колокола сейчас хранится в Бобреневом монастыре). Был разграблен и известный золоченый иконостас собора. Настоятель архимандрит Никон был арестован за то, что ходил не в костюме, а в священнической рясе, несмотря на запрет (позже его арестовывали еще не раз). Оказавшаяся на улице братия вынуждена была жить некоторое время в подклете собора, где было сыро, темно и холодно. Вскоре в монастырь приехали органы ОГПУ и арестовали всех монахов, около 50 человек. Достоверно дальнейшая судьба насельников обители неизвестна, 24 монаха и 2 послушника были репрессированы.

26 июля 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Никона к трем годам заключения в Соловецком концлагере, а 9 августа 1932 г. — уже без рассмотрения дела — прибавило к этому три года ссылки в Северный край.

Вернувшись из ссылки, отец Никон служил во Власьевской церкви в Волоколамске. В 1937 г. секретарь Волоколамского горсовета по требованию НКВД дал следующую характеристику деятельности священника: «В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду...»

27 ноября 1937 г. архимандрит Никон был арестован. Ответив на вопросы следователя, он заявил: «Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и контрреволюционной антисоветской деятельностью не занимался».

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила архимандрита Никона (Беляева) к расстрелу; он был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Комментарии [0]