Статьи, проповеди  →  Паломник. Дивеевский монастырь
1 июня 2001 г.

Паломник. Дивеевский монастырь

Обитель Царицы Небесной

«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»

(Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря)

Дивеево. Дивная земля, благословленная Царицей Небесной и преп. Серафимом. Серафимо-Дивеевский монастырь является дорогим сердцу всякого верующего человека уголком России. Тысячи паломников устремляются сюда помолиться и поклониться Четвертому уделу Божией Матери – великой святыне, от соприкосновения с которой сердце приходит в особое благодатное состояние, укрепляется вера, и человек исполняется душевных и телесных сил и желания благоугождения Богу.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что с этим местом для каждого, кого Господь сподобил там побывать, связано и пережито нечто глубокое и сокровенное. Для меня Серафимо-Дивеевский монастырь явился первой обителью, куда Господь привел меня на пути моего воцерковления и становления в вере. Тогда о Дивеевской обители я практически ничего не знала, о батюшке Серафиме читала совсем немного и довольно кратко. И не могла даже подумать, что в дальнейшем с этим местом у меня будет связано очень многое, а главное – первые шаги моего перерождения. Сейчас, спустя годы, вдруг ясно осозналось, что это было глубоко промыслительно (как, впрочем, и все у Бога относительно нас): по Своему великому милосердию Господь с первых шагов как бы вверил меня, неразумную и неопытную, небесному покровительству преп. Серафима и Царицы Небесной. И на протяжении всего времени ощущалась и ощущается молитвенная помощь и заступничество батюшки Серафима; много раз чудным образом устраивались трудные жизненные ситуации нашей семьи (это – целое отдельное повествование), верю, что по святым молитвам преп. Серафима и Божией Матери. С благоговейным трепетом и умилением переживались все явные случаи помощи и заботы и в большом, и в малом, и в духовном, и в телесном.

Уже не один раз наша семья совершала паломнические поездки в Дивеево, и каждый раз открывалось внутри себя нечто новое, что заставляло изменяться и осознавать себя и все происходящее со мной в новом свете, и с каждым разом эта обитель становилась все ближе и роднее сердцу.

Особенно глубоко и по-новому открылось это место, когда сподобил Господь пожить и потрудиться во славу Божию в святой обители Царицы Небесной, хотя бы какой-то малой частью коснуться нелегких монастырских будней. А труды в монастыре действительно нелегкие: помимо особенного монашеского молитвенного правила, у каждого свое послушание с 8 утра до 8 вечера каждый день, кроме воскресных и праздничных дней, в субботу до 16 часов. И чаще всего это труд с большой физической нагрузкой. Удивительно было наблюдать на себе, что работая каждый день с утра до вечера на послушании с большой затратой физических сил (на протяжении нескольких недель), посещая долгие монастырские службы, не чувствовалось истощения и слабости. Наверное, святость и благодать этого места укрепляли и давали силы – и душевные и телесные.

Вспоминаются слова матушки Тамары, с любовью сказанные нам, когда мы прошлым летом трудились у нее на послушании на цветах: «Хорошо, что приходится каждый комочек земли ручками разминать. Здесь земля святая, ее всю Пресвятая Богородица Своими стопочками исходила, каждый цветочек благословила. Уедете отсюда, потом каждый комочек вспоминать будете». И действительно, за год не раз вспомнилось Дивеево. Съешь сухарики от батюшки Серафима (они освещаются в горшочке, в котором он готовил себе еду) и чувствуешь радость и утешение.

Каждый раз новое Дивеево встречало нас. Первые несколько поездок у нас получались или поздней осенью, или ранней весной, а несколько лет назад Господь привел нас в Серафимо-Дивеевскую обитель в разгар лета. И удивительное, непередаваемое словами ощущение возникло, когда, пройдя через Святые ворота, перед нами открылось удивительное море цветов с чудным благоуханием, во всем величии вырос строгий Троицкий собор и чуть дальше – вновь отреставрированный белоснежный Преображенский собор, который, несмотря на свое величие, создал ощущение легкости и воздушности, устремленности ввысь.

Воистину сбываются пророчества преп. Серафима о величии обители. В этом году Серафимо-Дивеевский монастырь отмечает десятилетний юбилей своего возрождения. 8 июля (21 по н. с.) 1991 г. было объявлено решение Священного Синода об официальном открытии монастыря.

А началось все с того, что незадолго до этого, в октябре 1989 г., верующим был возвращен Троицкий собор, который после разгона монастыря в 1927 г. был разорен, кресты сброшены. Позднее в нем было устроено зернохранилище, затем склад стройматериалов. Все живописные полотна собора, написанные сестрами монастыря, были уничтожены. Начался ремонт, который продолжался 7 лет. Весной 1990 г. с большим трудом подняли крест на центральный купол Троицкого собора. Чуть позднее его поменяли (сейчас он находится на источнике преп. Серафима в Цыгановке). Знаменательно, что в момент возведения нового креста на небе сияла радуга – знак Божиего благоволения.

Сейчас в восстановленном Троицком соборе, главном храме обители, находится великая неоценимая святыня – св. мощи преп. Серафима, Саровского чудотворца. Тысячи паломников едут сюда помолиться, поклониться батюшке Серафиму, каждый со своей болью, скорбью, внутренней неустроенностью или, наоборот, с радостью едут потрудиться в обители Небесной Игуменьи. А кто-то просто из любопытства, как туристы.

Одна верующая недавно рассказала мне об одной из своих поездок в Дивеево. У нее шла полоса серьезных жизненных испытаний, и первое, что пришло на сердце – поехать к батюшке Серафиму. Подошла к св. мощам; не было даже слов выразить всю боль, а было лишь осознание своей слабости и немощи и какое-то внутреннее, не выразимое словами воззвание о помощи и надежда: «Батюшка Серафим! Ты все знаешь». И в этот момент монахиня, которая несла послушание у св. мощей, ничего и не спрашивая и не говоря ни слова, протянула ей розу от раки со св. мощами преп. Серафима. И это было самое великое утешение: батюшка Серафим услышал. И потом действительно у этой женщины все чудным образом устроилось. И таких случаев молитвенной помощи преп. Серафима очень много, каждому дается по вере и во спасение души.

В одну из наших поездок в Дивеево я познакомилась с паломницей, на время своего отпуска приехавшей в обитель потрудиться. У нее был физический недуг – серьезная травма ноги, она хромала. Несмотря на это, священник благословил ее пешком сходить на источник преп. Серафима в Цыгановке (затрудняюсь сказать точно, но это не меньше 10 км от монастыря). С молитвой пошла. Окунулась в Св. источник, попила водички, помолилась – и назад. По дороге перестала ощущаться всякая боль в ноге, и в монастырь она вернулась уже совсем не хромая.

Множество случаев чудесных исцелений различных телесных недугов рассказывается среди паломников, но ничуть не меньше происходит исцелений душевных и духовных болезней по вере.

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка Царицы Небесной. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке: «…Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее и обошла Сама Царица Небесная! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать до монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет!» Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородицу прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

К моменту возрождения монастыря в 1991 г. Канавка почти полностью потеряла свой первоначальный вид. В годы безбожной власти, после закрытия обители в 1927 г. во многих местах Канавку засыпали, а вал сровняли. В послевоенные годы ее перерезали различные коммуникации, а внутрь всей южной части самой Канавки была врыта канализационная труба. Начать первые работы по восстановлению Канавки стало возможным лишь в 1997 г. спустя шесть лет после открытия монастыря. Сейчас трудами сестер при усердной помощи паломников постепенно Канавка приобретает тот облик, который был заповедан Царицей Небесной Батюшке Серафиму. Много трудностей технического характера; часть территории, по которой проходит Св. Канавка еще не передана в ведение монастыря. Но, несмотря на это, сестры, помня слова батюшки Серафима, что «Царица Небесная Сама избрала место сие для прославления имени Своего», копают Св. Канавку в надежде, что Сама Матерь Божия устранит все препятствия и приведет дело к благополучному завершению.

С 1 января 1992 г. возобновилась дивеевская традиция – ежедневно с молитвой «Богородице Дево, радуйся» обходить Св. Канавку. После окончания вечернего богослужения и трапезы сестры попарно идут во главе с игуменией Сергией, которая несет икону «Умиление» Божией Матери. За ними идут паломники.

За год до разгона монастыря в 1927 г. в Дивеево, как в монастырь, находившийся далеко от столиц, был сослан священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Окончив Литургию, владыка Серафим шел по Канавке и проходил ее с четками, читая 150 молитв «Богородице Дево, радуйся», праздничные тропари и молитвы к Божией Матери. Об этом правиле владыко Серафим писал: «Сколь сильна пред Господом молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно произносимое Ей с верою архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся!» Верую и исповедую, яко аз познах, как никогда еще, на совершаемом мной сейчас пути все тепло, всю защиту, весь покров чудного приветствия сего «Богородице Дево, радуйся!». Это воззвание в самых непроходимых местах пролагало мне углаженную дорогу с верными моими спутниками, в безвыходных обстоятельствах давало выход, располагало нерасположенных ко мне, злые сердца неоднократно умягчало… при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь и при том с такой стороны, откуда невозможно было никак ожидать ее, не говоря уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве… Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеной нерушимою, оградою сею неразоримою «Богородице Дево, радуйся!». С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем».

В 2000 г. знаменательным событием Серафимо-Дивеевского монастыря явилось обретение св. мощей преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Сбываются предсказания преп. Серафима, который, когда в Серафимо-Дивеевской обители строилась церковь Рождества Богородицы, говорил, что поставленные в ней четыре столпа означают, что четверо мощей будут тут почивать. Для троих мощей этот храм уже стал усыпальницей.

Промыслом Божиим преподобная Александра (в миру Агафья Семеновна Мельгунова) сподобилась быть первоначальницей Серафимо-Дивеевской обители. Она приняла монашеский постриг с именем Александры во Флоровском монастыре в Киеве, где сподобилась видения Божией Матери, повелевшей ей основать новую обитель на месте, где будет указано. Таким местом стало Дивеево «…Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!».

Матушка Александра всю свою жизнь провела в таких великих трудах и подвигах, что исполнилась благодати и даров Святаго Духа. Сохранились воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Значительную часть своего капитала (мать Александра происходила из старинного дворянского рода) она отдала в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и мужа (она рано овдовела, а позже, в девятилетнем возрасте, умерла ее дочь). Другую часть своего капитала матушка Александра использовала на строительство храмов Божиих. В Дивееве много сил она отдала строительству каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где явилась ей Царица Небесная с повелением основать обитель. Она сама носила камни для изготовления извести для храма; сама вырыла источник для утоления жажды рабочих. Сейчас этот источник известен под названием «Иверский» по находившейся там иконе Иверской Божией Матери.

Милостыня матери Александры  была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла. Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез (об это часто вспоминал батюшка Серафим).

Незадолго до своей кончины великая старица, чтобы вполне выполнить все указанное Царицей Небесной, устроила общину, состоявшую из трех послушниц, и построила три келии – начало будущей обители. Жили они в постоянном труде и молитве, строго исполняя все трудности Саровского Устава.

За две недели до смерти матушка Александра сподобилась пострига в великий ангельский образ – схиму. Перед кончиной мать Александру посетили Саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом Серафимом, которому и завещала она попещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной.

Первоначальницу Дивеевской общины похоронили у алтаря Казанской церкви. По свидетельству сестер первой общинки и многих священнослужителей, они видели по ночам на могиле матери Александры огонь и горящие свечи, по временам слышали необычайный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из ее могилы. Затем в могиле слышалось какое-то журчание, и поэтому сложилось поверие в народе, что источник, открывшийся под горою, исходит из могилы матушки Александры. Он назывался «ближний источник матушки Александры». Этот источник был у реки за дорогой, напротив Казанской церкви. Когда в советское время сделали дамбу и водохранилище, вода покрыла источник. Вниз по реке освятили другой источник, где и теперь купаются и набирают целительную воду.

Другой великой подвижницей, послужившей славе Божией и Дивеевской обители, была схимонахиня Марфа (Мария Семеновна Мелюкова). Впервые к преп. Серафиму попала она 13-летней девочкой. Великий старец, провидя, что Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей вернуться домой, а приказал оставаться в общине матушки Александры, начальницей которой в то время была Ксения Михайловна Кочеулова. И Мария, ангелоподобное дитя Божие, с ранних лет начала вести подвижническую жизнь. Она была почти молчальница и только на необходимые вопросы отвечала с небесной кротостью. Батюшка Серафим особенно нежно любил ее, посвящал во все откровения свои, будущую славу обители и другие великие духовные тайны, заповедуя до времени не говорить об этом, что она и выполняла свято.

Примером безусловного послушания Марии является рассказ о том, как однажды при вопросе родной сестры ее Прасковьи Семеновны о каком-то саровском монахе, она удивленно и по-детски невинно спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на Батюшку, что ли похожи?» Удивленная в свою очередь вопросом сестры, Прасковья Семеновна ответила ей: «Ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видела, что спрашиваешь?» «Нет, Парашенька, – сказала смиренно Мария Семеновна, – ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу».

Всего шесть лет прожила она в обители и умерла 19-летней схимницей с именем Марфа. В истории церкви – крайне редкий случай такого раннего схимничества. По словам батюшки Серафима она стала начальницей над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.

Рядом с честными мощами преподобных Александры и Марфы почивают в храме Рождества Богородицы мощи преподобной Елены Дивеевской (Елены Васильевны Мантуровой).

Монахиня Елена происходила из дворянской семьи и вела жизнь своего круга, но по промыслу Божиему отдала жизнь свою Жениху Небесному. Житие преп. Елены напоминает жития христианских подвижников, которые вели брань с духами злобы поднебесной. Они многократно являлись ей и устрашали ее.

Однажды, когда ей было видение огромного огненного дракона, Елена Васильевна призвала на помощь Божию Матерь и дала клятву никогда не выходить замуж и уйти в монастырь. Три года готовил ее преп. Серафим к поступлению в Дивеевскую общину. В непрестанной молитве и молчании проводила монахиня Елена свое богоугодное житие и во всем была послушна батюшке Серафиму. В одном только по своему смирению не соглашалась она со старцем – быть начальницей Мельничной обители. Она трудилась и несла послушания наравне со всеми сестрами.

Поистине замечательны были последние дни и кончина монахини Елены. Батюшка Серафим призвал ее к себе и благословил за послушание умереть вместо своего брата, Михаила Васильевича Мантурова, благодетеля и строителя Дивеевской общины, которому пришло время умирать, но он еще был нужен для обители. Кротко и смиренно приняла матушка Елена послушание и через несколько дней мирно отошла ко Господу, удостоившись перед кончиной дивных видений

Поистине, дивен Бог во Святых Своих!

* * *

Чудна земля Дивеевская! С каждым годом все большее число паломников, особенно в летнее время, приезжает сюда. Монастырь всех с любовью принимает, обеспечивает жильем и питанием. Тех, кто остается в обители подольше (более 3-х дней), просят потрудиться на каком-нибудь послушании, помочь сестрам.

«Кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей – и те от муки будут избавлены», – говорил преп. Серафим. И щедро помогают люди своими трудами в обители Царицы Небесной, кто чем может, благодетельствуют монастырю каждый по своим силам, помня слова батюшки Серафима: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит».

Все рассказать о Серафимо-Дивеевской обители просто невозможно. Огромное количество святынь, великая благодать, большое монастырское хозяйство, нелегкая работа по восстановлению храмов, возрождение скитов, свои особые трудности и искушения. Самое лучшее поехать туда самому, пожить и потрудиться в обители, увидеть все своими глазами, пережить и почувствовать все своим сердцем.

Р. Б. Елена


Комментарии [0]