Статьи, проповеди  →  Проповедь настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково протоиерея Леонида Царевского по первому воскресному Евангелию
8 июня 2013 г.

Проповедь настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково протоиерея Леонида Царевского по первому воскресному Евангелию

o_Leonid_Tsarevskij.jpg(Произнесена 06.09.2008 г. в Неделю 12-ю по Пятидесятнице на всенощном бдении)

 

Евангельское чтение: Мф., 116 зач., XХVIII, 16-20: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В кратком сегодняшнем Евангелии очень многое сказано. Это вообще свойство Евангелия: в нескольких словах передать необъятное, в буквальном смысле слова.

Господь пошел на гору, ученики — за Ним и, как сказано, увидели Его и поклонились, а иные усомнились. И вот сразу такое разделение: увидели все, но некоторые все равно усомнились. Кто и как усомнился? Навсегда или только на время? И то, и другое, наверное. Может быть, косвенно имеется ввиду и апостол Фома, и еще кто-то, кто не сразу поверил, и конечно те, кто совсем не поверил.

Мы завидуем немножечко апостолам, называем их самовидцами Христа, они имели возможность непосредственно Его видеть, слышать, прикасаться к Нему — и во время Его жизни земной, и по воскресении Его. Время от Воскресения до Вознесения даже не знаем, как назвать: земная это жизнь Христа или уже неземная.

Не только увидели Его, но и услышали, потому что Господь сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Апостолы пошли учить, и это учение дошло до нас с вами. Апостолы так сумели научить, так передали своим ученикам, а те — следующим — этот заряд своего личного знания Христа, что ученики учеников и потом другие поколения уже жили так, как будто ЛИЧНО видели и слышали Его. И во всех прочих родах кто-то усомнился, а кто-то не усомнился. Кто усомнился, тот, как мы выяснили, усомнился бы, даже если бы и увидел. А кто не усомнился, о том сказаны слова Христа, обращенные к Фоме, как мы помним: блаженны не видевшие и уверовавшие. Вера — это и внутреннее состояние каждого из нас, и наша общая вера. Апостол Павел говорит, что «мы можем утешиться верою общей, вашею же и моею». Наша вера, как и вера апостолов, которые были рядом со Христом, — это есть особое дело, дело, которое носит этот заряд, этот Свет Божий, Силу Божию. Дело, которое должно двигать многое в нашей жизни. И двигает. Если мы посмотрим на святых, то увидим, что вера во Христа была двигателем их славных дел, их подвигов и чудес и всей жизни.

Блаженны Воскресение Христово видевшие. Точно так же должно быть у нас с вами. Вера должна двигать всеми делами, всеми нашими мыслями, всеми нашими словами. Все должно быть направлено к Господу.

Вера составляется и из внешнего знания... Господь говорит: «Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Мы должны знать заповеди. Настолько хорошо знать, чтобы для себя ясно сформулировать и уметь другим объяснить. Но понятно, что этого недостаточно, потому что вера есть непосредственная жизнь наша с Господом. Это не просто некое чувственное состояние, пусть и соответствующее нашему знанию.

Да, должно наше состояние внутреннее соответствовать догматическому знанию об Отце, и Сыне, и Святом Духе, о Господе Иисусе Христе, Боге, ставшем Человеком, о Церкви, которую Он создал как раз для того, чтобы мы с Ним соединялись уже здесь, об ожидании будущей жизни и всему пути: обо всем, что заповедал. Вот это «все, что заповедал», действительно, вроде и общее слово, но оно раскрывается во всем Евангелии, это конец Евангелия от Матфея, и оно как бы обращает нас назад, ко всему, что Господь сказал и сделал: Нагорной проповеди, притчам, чудесам, ко всем Его делам. Каждое Его слово — это все, что Он нам заповедал. И, конечно, все невозможно вместить ни разумом, ни чувствами человеческими, это все — больше, чем мы. Но здесь, в нашем стремлении достичь бесконечного — некий внутренний двигатель духовной жизни. До конца и полностью мы достигнем веры и всех ее плодов там, в жизни вечной, там все раскроется в нашей душе. Душа станет больше, жизнь — гораздо обширней, разум раскроется удивительным великолепием, таким великолепием, которое сможет непосредственно воспринимать Самого Господа, а не просто что-то о Нем знать. И наши нынешние чувства окажутся невероятно мелкими, что бы мы тут ни чувствовали, и вера наша окажется почти никакой. Это так и есть: действительно, очень мала и скудна наша духовная жизнь, жизнь со Христом. Святые еще на земле — достигали особой степени бытия во Христе.

Но если мы познаем, что значит научиться заповедям Божиим и всему, что Он заповедал, тогда, конечно, сможем и других научить.

Аминь.


Комментарии [0]