Статьи Апостол. [16]
Приходская газета № 148 ноябрь-декабрь 2016
8 декабря 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 15)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144, 145, 146, 147.

 

Послание к Евреям. Часть III

Вся седьмая глава посвящена раскрытию учения о Господе Иисусе Христе как о «Первосвященнике по чину Мелхиседекову». <…> В 14 гл. 18-20 ст. кн. Бытия рассказывается, как по возвращении Авраама после победы над ханаанскими царями, его встретил с хлебом и вином Мелхиседек, царь Салимский, который в то же время был и священником Бога Вышнего, и благословил Авраама именем Бога Вышнего, а Авраам дал ему десятину из своей добычи. Больше никаких сведений о лице Мелхиседека в свящ. книгах мы не находим. Но имя его и таинственность, с которой он появился и снова исчез в истории Авраама, сделали его лицом важным, как бы сверхъестественным. Вот почему Псалмопевец, изображая в 109 псалме Мессию как вечного священника, назвал Его священником по чину Мелхиседекову.

Апостол Павел в первых трех стихах 7-й главы указывает черты сходства ...


Приходская газета № 147 сентябрь-октябрь 2016
16 сентября 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 14)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144, 145, 146.

 

Послание к Евреям

Последнее место в ряду посланий апостола Павла занимает Послание к Евреям. Причиной такого положения его являются не позднейшее происхождение и не меньшее его достоинство, a сомнения, существовавшие некоторое время в том, что писателем этого послания действительно был апостол Павел. Сомнения эти вызывались тем, что в начале послания нет обычного для апостола Павла надписания с указанием его имени, нет обращения и приветствия с наименованием церкви, которой это послание предназначалось. <…> Но весьма основательное объяснение этому давал еще начальник знаменитой Александрийской школы Пантен (191 г.). Послание обращено к евреям, которые всегда подозрительно относились к апостолу Павлу и по отношению к которым сам Павел, как призванный быть апостолом необрезанных, не считал себя апостолом (Гал. 1, 16; 2, 7; Рим. 11, 13), прилагая это имя в собственном смысле одному Господу Иисусу Христу (Евр. 3, 1 ср ...


Приходская газета № 146 июль-август 2016
1 июля 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 13)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144, 145.

 

Послание к Филимону

«Возлюбленный» апостолу Павлу Филимон был богатым и знатным гражданином г. Колосс. По выражению апостола Павла, он «самим собою был ему должен», т. е. был им обращен к вере Христовой в Колоссах или в Ефесе, во время долговременного пребывания там апостола Павла, ибо Колоссы с Ефесом были в постоянных сношениях, торговых и административных. Уверовав, Филимон являл в своем лице и во всей семье образец веры и жизни по вере. Ближайшей помощницей во всех подвигах христианской жизни была Филимону Апфия, по мнению святого Иоанна Златоуста, его жена, которую письменно приветствует апостол Павел как сестру возлюбленную, а также Архипп, как полагают, сын их, которого апостол почтил названием «сподвижника своего». «Дом их, — по словам святого Иоанна Златоуста, — был пристанищем для всех святых», и святой Павел свидетельствует, что им «успокоены сердца святых». На том основании, что дом ...


Приходская газета № 145 май-июнь 2016
15 мая 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 12)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143144.

 

Апостол Тит больш.jpg Послание к Титу

<…> По преданию, Тит был послан своим дядею, анфипатом Критским, в Иерусалим во время земной жизни Господа, беседовал там с Господом и святыми апостолами и видел дивные знамения (Ин. 12, 20-22), был свидетелем крестной смерти Господа, удостоверился в истине Его Воскресения и находился в числе критян, слышавших, как святые апостолы в день Пятидесятницы, по сошествии на них Святого Духа, говорили по-критски. Все это он возвестил, возвратившись в Крит, своим соотечественникам. Оттуда, будучи уже верующим, он отправился в Антиохию и сделался преданнейшим учеником и спутником апостола Павла. <…> Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров святою Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 г. по Pождестве Христовом. Память его празднуется 25 августа.

Послание к Титу, конечно, имеет в ...


Приходская газета № 144 март-апрель 2016
21 марта 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 11)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142, 143.

 

Второе Послание к Тимофею

Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. <…> Как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной в конце 66 или в начале 67-го года пo Pождестве Христовом.

Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, святой Павел не был, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить святому Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, «люди развращенные умом, невежды в вере, люди имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся», вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся во благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3 ...


Приходская газета № 143 январь-февраль 2016
8 января 2016 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 10)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141, 142.

Первое Послание к Тимофею

Святой Тимофей был любимейшим учеником и неутомимым сотрудником св. апостола Павла (Римл. 16:21). Во многих посланиях апостол Павел восхваляет его высокими похвалами.

Святой Тимофей был поставлен во епископа во время четвертого проповеднического путешествия апостола Павла в г. Ефес. <…> Желая крепче соединить Тимофея с Ефесом, стоившим великому апостолу языков трехлетних напряженнейших трудов, апостол Павел рукоположил его во епископа Ефесского, несмотря на относительную его молодость, а сам направился далее в Македонию <…>. Когда он находился в Македонии, до него дошли печальные слухи об усилившихся во Ефесе лжеучениях. <…> Временем написания этого послания был период между первыми и вторыми узами или четвертое путешествие апостола Павла, между 63 и 64 годами по Pождестве Христовом.

Цель этого послания видна из слов самого апостола Павла: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать ...


Приходская газета № 142 ноябрь-декабрь 2015
31 октября 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 9)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140, 141.

 

Второе Послание к Фессалоникийцам (Солунянам)

Поводом к написанию второго послания к фессалоникийцам был слух, дошедший до апостола Павла, о том, что фессалоникийцы, глубоко проникшись мыслью первого послания о внезапности Второго Пришествия Христова, стали «колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1-2), то есть, что этот день близок. <…> Некоторые оставили всякое попечение о житейском, и бросивши все свои дела, предались праздной, мечтательной жизни, иные в волнении только суетились, не будучи в состоянии спокойно трудиться. Такое настроение поддерживалось лжеучителями, по-видимому, показывавшими даже какое-то послание, будто бы апостолом Павлом написанное (см. 2 Фес. 3:17-18). Получив вести, возможно, от кого-либо из верующих фессалоникийцев, приезжавших к нему, о таком настроении среди фессалоникийцев, святой Павел поспешил уврачевать их своим вторым посланием. <…>

Экзегетический разбор

Часть I

<…> Вся первая глава посвящена изображению похвальных качеств членов Фессалоникийской Церкви. Апостол хвалит веру и ...


Приходская газета № 141 сентябрь-октябрь 2015
24 октября 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 8)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139, 140.

 

Первое Послание к Фессалоникийцам (Солунянам)

Основание Церкви Христовой в Фессалониках

Город Солунь, названный так славянами, а по-гречески Фессалоника, или ныне Салоники, расположен на склоне горы в северо-западном углу Ферманского залива Эгейского моря. В апостольские времена он был главным городом второго округа Македонской области, резиденцией римского претора. Самое географическое положение способствовало тому, что он сделался цветущим, богатым, густонаселенным торговым центром. В связи с этим он славился роскошью и упадком нравственности. Коренное население его составляли греки, но почти столько же было в нем и римских переселенцев.

Об основании Христовой Церкви в Фессалониках повествуется в 17 главе кн. Деяний. Церковь эта основана святым апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия.

Проповедь апостола Павла в Фессалониках, как видно из его собственных слов, принесла богатые плоды. Фессалоникийцы приняли его проповедь «не как слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес. 2:13).

Все же ...


Приходская газета № 140 июль-август 2015
23 августа 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 7)

Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137, 139.

Послание к Колоссянам

Основание Церкви Христовой в Колоссах

Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных и определенных сведений об основании Колосской Церкви мы не имеем. Можно только предполагать, что Церковь Колосская основана святым апостолом Павлом или непосредственно при прохождении его через Фригию, или учениками его. <…>

Из содержания самого послания видно, что поводом к написанию его послужило появление во Фригии каких-то лжеучителей, угрожавших чистоте христианской веры, и желание апостола Павла предостеречь Колоссян от увлечения этими лжеучителями. <…>

В послании святой апостол Павел дважды упоминает, что он находится в узах (Кол. 4:3). Это были первые узы в Риме, так как при апостоле находился Тимофей (1:1), которого не было при вторых узах. Оно написано ранее послания ...


Приходская газета № 139 июнь-июль 2015
8 июня 2015 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. (Продолжение 6)

 Начало в №№ 132, 133, 134, 135, 136, 137.

Послание к Филиппийцам

Церковь Филиппийская была основана святым апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия <…> в городе Филиппы, находившемся на границе с Фракией,<…> в 51 или 52 году по Р.Х.

<…> Когда после третьего своего миссионерского путешествия святой апостол Павел отправился в Иерусалим, он подвергся там яростному нападению иудеев, был заключен в узы и потребовал над собой суда Кесарева, после чего был отправлен в Рим. Во все это время Филиппийцы порывались помочь святому апостолу (Фил. 4:10), но им не благоприятствовали обстоятельства. Когда же апостол прибыл в Рим, Филиппийцы собрали обильное денежное вспомоществование и отправили ему <…>. Приняв приношение, святой Павел узнал, что среди Филиппийцев, кроме огорчения за него, распространилось и тяжелое раздумье о судьбах самой гонимой веры Христовой, вследствие этого и малодушная боязнь пред врагами ее и недостаток единодушия в борьбе с ними. <…> Как и естественно ожидать, в виду вышеуказанных обстоятельств ...